


Не понимаю как выполнить
Практическое занятие №1
«Язык и речь. Речевая деятельность»
Выполните следующие задания
1. Приведите примеры искусственных знаковых систем.
2. Определите, какие функции языка реализуются в следующих высказываниях:
а) Боровая (вывеска на здании железнодорожной станции);
б) Переучет (табличка на двери магазина);
в) Здравствуйте! Меня зовут Владимир Борисович (преподаватель, входя в аудиторию);
г) Равносторонний прямоугольник называется квадратом (из учебника);
д) «Я в среду не приду на тренировку, не смогу». – «Надо, Федя, надо» (из разговора на улице);
е) Чтоб ты провалился, пьянчуга проклятый! (из квартирной перебранки);
ж) Я изучил науку расставанья
В простоволосых жалобах ночных. (О. Мандельштам).
3. Подберите пословицы, поговорки, афоризмы, раскрывающие особенности речевой деятельности.
4. Рассмотрите чтение (слушание, письмо, говорение) как вид речевой деятельности поэтапно. Попытайтесь предположить, какие ошибки на каждом этапе могут быть. Как их избежать?
5. Сопоставьте определение культуры речевой деятельности с понятием «коммуникативная грамотность», данным И.А. Стерниным. Что общего и в чем разница в этих понятиях?
Коммуникативная грамотность – это умение вести общение эффективно и бесконфликтно. Мы все ежедневно допускаем множество грубейших ошибок в общении. Например, делаем замечания незнакомым, даем советы тем, кто нас не просит, критикуем людей при свидетелях и т.д. мы не умеем аргументированно доказывать свою точку зрения, испытываем растерянность в споре или дискуссии, боимся выступать перед людьми, теряемся перед микрофоном или телекамерой и т.п. Все это снижает эффективность нашей работы, не позволяет достичь успеха, не дает нам возможности донести до людей свои мысли. Установлено, что наши деловые контакты будут успешными в 7 случаях из 10, если мы овладеем правилами эффективного общения.
Такова цена коммуникативной грамотности в современном обществе.
6. Охарактеризуйте состояние коммуникативной грамотности и культуры речевой деятельности в России. Объясните, почему наблюдается такая ситуация.
7. Как вы думаете, умение общаться эффективно и бесконфликтно – это природный талант или результат обучения? Все ли могут научиться эффективно общаться?
8. Составьте невербальный рассказ о каком-либо событии и покажите его аудитории. Для введения слушателей в курс дела можно сначала назвать тему. Поймет ли аудитория ваш рассказ? Пусть они расскажут словами то, что вы показали невербально.
9. Прочитайте текст. Какие речевые ошибки допустила красавица? Перечислите их. Как надо было сказать, если бы она заботилась о том, что о ней подумают? Почему она показалась автору (К И. Чуковскому) уродиной?
Летом я жила в Мисхоре. На морском берегу невдалеке от меня расположилась обнаженная красавица. Глядя на нее с восхищением, я невольно повторяла стихи: «Все в ней гармония, все диво…». Каждая линия ее прекрасного тела была так благородна, что нельзя было не вспомнить античную статую. Через три дня красавица заговорила со мной… Слова ее были такие:
– Ну и взопрела я на этом пляжу!
Она сразу показалась мне уродиной. (По И.А. Стернину).
1. Алфавиты — такие как латинский, кириллица, арабский и другие, используемые для письма на разных языках.
2. Морзе — система передачи информации с помощью точек и тире, использующаяся в телеграфии.
3. Сигнальный флаг — система знаков, использующая флаги для передачи сообщений на расстоянии, особенно в морском деле.
4. Эмодзи — графические символы, используемые в цифровом общении для выражения эмоций или идей.
5. Системы программирования — такие как Python, Java, которые используют синтаксис и семантику для написания кода.
6. Жестовые языки — такие как жестовый язык глухих, который использует жесты и мимику для передачи информации.
а) Боровая (вывеска на здании железнодорожной станции)
Функция: информативная (предоставляет информацию о названии станции).
б) Переучет (табличка на двери магазина)
Функция: информативная (сообщает о процессе переучета и, возможно, о закрытии магазина).
в) Здравствуйте! Меня зовут Владимир Борисович (преподаватель, входя в аудиторию)
Функция: коммуникативная (установление контакта и представление себя).
г) Равносторонний прямоугольник называется квадратом (из учебника)
Функция: объяснительная (предоставляет определение и объяснение термина).
д) «Я в среду не приду на тренировку, не смогу». – «Надо, Федя, надо» (из разговора на улице)
Функция: побудительная (первое высказывание — объяснение причин, второе — призыв к действию).
е) Чтоб ты провалился, пьянчуга проклятый! (из квартирной перебранки)
Функция: экспрессивная (выражение сильных эмоций и недовольства).
ж) Я изучил науку расставанья В простоволосых жалобах ночных.(О. Мандельштам)
Функция: поэтическая (выражение чувств и создание образов через художественный язык)
1. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
2. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
3. Сказано – сделано.
4. Умей молчать, когда не знаешь, что сказать.
5. Слово – это половина дела.
6. Язык – это зеркало души.
7. За словом в карман не лезь.
8. Слово – это меч, которым можно ранить или исцелить.
9. На каждое слово найдется ответ.
10. Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик, кто всегда поднимался после падения.