


Вопрос про "Град Обреченный" Стругацкие.
Почти ничего не понял, концовку тем более, слишком много вопросов и мало ответов, может я еще молодой (14 лет).
К примеру Жук в муравейнике, там были вопросы как бы сказать, моральные, "Правильно ли поступил Сикорски, застрелив Абалкина? Кто такие Странники? Что делают детонаторы при прикосновении? Зачем оставили "подкидышей"?"
В Граде вопросы на которые по-моему нельзя найти ответ, вот все вопросы.
Сколько площадь эксперимента, бесконечность, десятки или сотни тысяч километров?
Что находится наверху желтой стены, и внизу обрыва?
Что такое Красное здание? Почему окружение меняется? Что это за стратег играющий в шахматы с Андреем?
Кто такой Изя Кацман, может я чего то не понял, но по-моему он слишком умный, слишком много знает, даже был в Красном здании?
Как все жители разговаривают на одной языке, у них же разные нации?
Кто такой Наставник (как я понял у каждого жителя он есть), как они телепортируются? Люди ли они вообще?
В чем смысл концовки, как я понял Андрей убивает то ли Изю, то ли его двойника, и видит детство нового Изи (новый цикл)?
Как они проспали у Пантеона несколько дней (тогда случился бунт в экспедиции)?
Ну и самое главное, в чем смысл эксперимента?
Так вот и сам вопрос, можно ли это найти в книге, при повторном чтении? Или мне самому нужно дать ответы на вопросы, очень их много и непонятные они.
Ну и самое главное, в чем смысл эксперимента?
Никто из людей не знает и даже догадаться не может, ни среди персонажей, ни среди читателей. Так априори задумано. Авторы тоже не знали. ) Эксперимент поставлен а). не людьми; б). негуманоидами, "киселем-с-неба" (по традиции Стругацких). У инициаторов эксперимента и потребности и логика могут быть нечеловеческими.
Аналог подобного экспериментатора или экспериментаторов (возможный) - Океан из "Соляриса" С. Лема. Что ему нужно в жизни? ) Просто существовать ... но что еще?
Люди (в описываемом мире и читатели "Града обреченного") ищут и придают некий смысл, пытаются увидеть и использовать с пользой для себя обстоятельства чужого непонятного эксперимента. Придумывают и выстраивают логику событий самостоятельно. Используют, приспосабливают или думают, что могут использовать обстоятельства эксперимента для решения собственных философских проблем и построения собственной мировоззренческой системы. В соответствии с концепцией того, что "человеку нужен (интересен) (по большей части, только) человек" (концепция Станислава Лема).
Все эти построения и умозаключения могут быть чисто надуманным и не соответствовать истинным идеям экспериментаторов. Скорее всего, так оно и есть.
"Красные" и блуждающие "здания" с бродячими памятниками, обрывы в никуда, невнятные кураторы, летающие крокодилы на болотах, веселенькие цветные павильоны, до которых можно дойти только в полумертвом состоянии и т.п. - только фишечки и украшения, виньетки повествования. Опорные сигналы, точки, узелки на нити повествования, оселки для обтачивания мысли на привалах чтения, чтобы нескучно было.
Кто такой Изя Кацман, может я чего то не понял, но по-моему он слишком умный, слишком много знает, даже был в Красном здании?
Изя - просто Изя. Он, действительно, тот, кем открыто является. Просто человек. Образ интересующего всем окружающим, философией, сутью вещей и т.п., исследователя, "архивного червя", мыслящего "интеллигента", если угодно. С маниакальной, почти, жаждой знаний. С некоей (большой и явной) аллюзией на библейского пророка, регулярно, по собственной воле "влачающегося в пустыне" в поисках истинных знаний и отправных точек. В реальной жизни бывают подобные, но очень редко.
Много знает, представляется умным и даже был там, где другие не были потому, что ему очень, болезненно интересно то, что большинству других совсем или малоинтересно.
Зеркало в конце пути, замыкание круга и сцены из детства Изи - возможно, намек на переход путешественников, завершивших путь, на следующий уровень или выход их из эксперимента, в соответствии с какими-то критериями отбора, заданными экспериментаторами. Возможно, с возвратом ("почетным" (?), "премиальным" (?)) в исходным мир (на Землю), но в несколько других обстоятельствах.
Объектами Эксперимента являются самые разные люди XX века, заброшенные в единственный Город из разных лет и ситуаций — немецкий военнопленный Фриц Гейгер, американский социолог Дональд, русский солдат дядя Юра, китаец Ван Лихун, шведская проститутка Сельма Нагель. Они совершенно свободно понимают друг друга, хотя каждый из них утверждает, что все вокруг говорят на его родном языке.
«Град обреченный» — это притча о существовании реального человека в реальной истории XX века и его скорбный путь от фанатика к свободомыслящему.
Наставник — единственный во всём повествовании действительный двойник Андрея, в буквальном смысле его зеркало
Красное Здание выступает овеществлённым Хаосом, появляющимся непременно по ночам в самых разных местах.
Очень давно читала.
Посмотрела https://ru.wikipedia.org/wiki/Град_обреченный_(роман)
Большая статья Думаю найдете здесь ответы на свои вопросы
***
https://anlazz.livejournal.com/
. https://proza.ru/2019/09/13/300
Один из самых сильных, сложных и загадочных романов братьев Стругацких.
Удачи!
Вы еще очень очень молоды и не знаете очень очень много , ни про иудаизм, ни про сионизм....
Лет через 10 - ть вернитесь к этому умнейшему роману.
Сильная тема, я несколько раз перечитывал это произведение. Смысл ( вкратце) сам город это то место, куда попадают после смерти (из разных эпох) , своего рода ад. Наставник, как бы ангел хранитель. Смысл эксперимента -наставники пытаются создать самодостаточное общество ( по типу как коммунисты пытались создать рай на земле), но что-то пошло не так... Андрей и Изя погибают в концовке и снова появляются, но уже в другом мире. Очень интересное произведение, одно из самых моих любимых. Перечитайте ещё раз, обязательно что-то новое вам откроется, и понимание обязательно придёт. Успеха!!! Стругацкие хотят донести мысль, что душа не умирает.
Читайте как фэнтези.Это и есть фэнтези: несуществующий,умозрительно сконструированный мир.В те годы жанр фэнтези был уже очень популярен,но слабо освоен отечественными писателями.
Андрей,убив себя в мире Града,возвращается в свою реальную жизнь,в тот миг,из которого был взят.Они с Изей современники,только Изя,видимо,немного младше,и они ещё не знакомы между собой.
Задаваться вопросами о "технических деталях" конструкции Града - занятие бессмысленное.
Просто читайте и думайте."Думать - не развлечение,а обязанность"(из интервью Аркадия Стругацкого газете "Книжное обозрение").Нам никто ничего не объяснял,когда мы читали "Град...".