Догматы - это решения Вселенских Соборов по различным вопросам веры. Догматы, по большей части, называются определениями, потому что они проводят границу между истиной и заблуждением, между болезнью и здравием. Они являются достоянием всей Церкви как выработанные ее соборным разумом.
Догматические определения выражают откровенную истину, определяют жизнь Церкви. Следовательно, с одной стороны, они являются выражением Откровения, а с другой - служат целительным средством, ведущим человека к общению с Богом, к цели нашего существования.
Догматы - богооткровенные истины, содержащие учение о Боге и Его Домостроительстве, которые Церковь определяет и исповедует, как неизменные и непререкаемые положения православной веры. Характерными чертами догматов являются их вероучительность, богооткровенность, церковность и общеобязательность.
Опыт Церкви шире и полнее догматических определений. Догматизировано только самое необходимое и существенно важное для спасения. Остается еще немало таинственного и нераскрытого в Священном Писании. Это обуславливает существование богословских мнений. Мы их встречаем в творениях отцов Церкви и в богословских сочинениях. Богословское мнение должно заключать в себе истину, как минимум, непротиворечащую Откровению.
Богословское мнение не является общецерковным учением, подобно догмату, но является личным суждением того или иного богослова.
Христианство не ограничивается нравственным учением. Евангелие не является одним из сборников моралистических предписаний. Мораль, даже самая высокая, сама по себе не дает сил для исполнения ее требований. Лишь при содействии благодати Христовой человек может стать поистине нравственным человеком, который творит добро "чисто "...Без Меня не можете делать ничего", - говорит Спаситель (Ин. 15, 5).
Догматические определения Православной Церкви приняты на Семи Вселенских соборах, отражены в Никео-Константинопольском Символе веры и обладают непреложным авторитетом.
Под догматами ныне понимаются вероучительные истины, которые обсуждались и утверждались на Вселенских Соборах.
Догматические соборные определения Православия обозначаются греческим словом "орос" (oros). В буквальном смысле оно означает "предел", "границу".
Используя догматы, Церковь определяет человеческий ум в истинном Богопознании и ограничивает его от возможных ошибок.
2) бог не есть гнев
3) бог не самоправедный ревнитель
4) грех не является преступлением против бога
5) нет космического сатаны
6) ада нет
7) нет божественных наказаний
8) нет благодати божией
9) совесть – это не голос бога в человеке
10) нет греха и, следовательно, нет отпущения грехов
11) нет божественных заповедей или запретов
12) бог не защищает истину на земле
13) физическая жизнь – не юдоль печали
14) нет ни рая, ни ада
15) бог не делает того, что могут сделать люди
16) никто не знает воли божией и не имеет права утверждать, что знает.