Есть ли у Святых Отцов комментарий по поводу того можно или нет жениться после развода в Православии?
Я сейчас не обсуждаю практическую сторону вопроса. Там каждый решает сам. Вопрос в рамках того как в идеале с точки зрения тех церквей, кто признаёт авторитет того или иного святого отца.
В Библии я знаю, что есть 2 законные причины, когда разрешается развод:
- если тебе изменили;
Если другая сторона хочет развода, ты не обязан удерживать (В посланиях Павла), дай развод, вы ничем не привязаны более.
С другой стороны Иисус в Нагорной проповеди сказал, что Моисей по жестокосердию сказал про разводное письмо, и что кто разводится с женой, кроме случаев прелюбодеяния (измены), тот склоняет её к прелюбодянию (вероятно под прелюбодеянием подразумевается новый брак или даже внебрачные связи после развода).
Вопрос в чём? Если ты развёлся по одной из 2 разрешенных по Библии причин, считается ли Новый брак прелюбодейным или разрешено только развестись в этих случаях, но на новый брак разрешения нет?
И что говорят Святые Отцы по теме данного вопроса.
Принимаются любые Святые Отцы, и признаваемые православием, и Католичеством, и Древневосточными Православными церквями, если кто-то читает Протестант, то принимается и точка зрения Протестантских Святых Отцов. Интересна точка зрения разных конфессий, хотя сам отношусь к ветви Древневосточного Православия.
Резюмируя вопрос, является ли прелюбодейным новый брак, если старый брак претерпел развод по разрешенной причине?
Важно что говорит Писание. Жениться можно после развода невиновной стороне
Святитель Иоанн Златоуст пишет: "Разводиться дело противное как природе, так и Божественному закону. Природе – поскольку рассекается одна плоть, закону – поскольку вы покушаетесь разделить то, что Бог соединил и не велел разделять". Он же советует терпеть и стараться исправить недостатки супруга, вместо того чтобы спешить разрушать брак: "Как во время болезни мы не отсекаем больного члена, а исцеляем его, так будем поступать и с женой. Если есть в ней какой-нибудь порок, то не жену отвергай, но истребляй порок".
Сходный совет дает и святитель Филарет Московский: "Не может ли нужда извинить отступление от брачного закона, например когда от несчастного супружества ищут другого супружества? – Никак. Что может быть несчастнее мужа, у которого жена безумна до такой степени, что ее нужно держать на цепи? Но правило церковное говорит, что и в сем случае он не должен оставлять ее и искать другой. Кого несчастное супружество постигло по неисповедимой судьбе Божией, тот должен терпеть оное как испытание от Бога, а кого – вследствие нерассудительного выбора, тот должен терпеть оное как наказание за свою безрассудность".
Из этих слов видно, что "Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: “Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует” (Мф. 19: 6, 9). Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере, одному из них), и особенно детям. Крайне беспокоит современное положение, при котором расторгается весьма значительная часть браков, особенно среди молодежи…
Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. В случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение, молитва, участие в таинствах) оберегать целостность брака и предотвращать развод…
Второй брак
"Поскольку брачный союз христианский есть таинство и образ союза Христа с Церковью, то совершенный брачный союз может быть только один, так как Христос имеет единую только невесту – Церковь, и Церковь – только единого жениха, Христа… Отсюда мудрость Православной Церкви заключается в том, что она для всех христиан совершенным признает один брак. Второй брак допускает она по снисхождению к немощи человеческой, а третий допускает неохотно, с епитимией, как не свободный от греха, отвращая сим несовершенным делом большее зло – любодеяние вне брака".
"Как девство лучше брака, так первый брак лучше второго", – пишет святитель Иоанн Златоуст. Православная Церковь никогда не считала второй брак полноценным браком, и для того чтобы отделить его от первого брака, возникает чин венчания второбрачных, который имеет существенные отличия. Если венчальные молитвы торжественные и радостные, то молитвы о второбрачных имеют всегда покаянный смысл.
Можно привести слова, касающиеся этого вопроса, из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви: "Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается".
Сейчас Церковь допускает два венчания подряд, но третий брак не благословляет. Это возможно в исключительных случаях.
Это не святые отцы решали, а церковный собор.
Если допускается брак, то естественно он не будет считаться греховным.
PS: скорее всего всё-таки три брака благословляется, а не два.
Ищете ли вы Бога?
Учения апостолов не хватило вам