Психология кейс решить
Кейс 6. В психологическую консультацию обратилась женщина, мама мальчика 5-и лет. Родила ребенка в браке. Семья полная. Мальчик занимается спортивной деятельностью, борьбой, английским языком. Мама тревожится о готовности когнитивной, мальчик разговаривает во сне на английском, на следующий день забывает информацию, которую ребенок осваивал вчера. 1. Дайте рефлексивную характеристику состояния клиента. 2. Дайте описание этапа онтогенеза, к которому относится клиент. 3. Назовите возможные причины ситуации с опорой на структурные звенья самосознания
Ниже приведён возможный разбор кейса по пунктам (с учётом того, что «клиентом» в данном случае является мать, обратившаяся за консультацией).
---
## 1. Рефлексивная характеристика состояния клиента
- **Повышенная тревожность**: Мать испытывает беспокойство по поводу когнитивной готовности сына. Её беспокоит, что мальчик «говорит во сне на английском» и «забывает то, что учил накануне», что она может расценивать как признак «неусвоения» материала.
- **Неуверенность в качестве своих родительских действий**: Скорее всего, присутствует внутренняя неуверенность матери в том, правильно ли она выстраивает образовательную и развивающую среду для ребёнка, не перегружает ли или, наоборот, «упускает» какие-то важные моменты в его развитии.
- **Перфекционизм / завышенные ожидания** (возможный аспект): Мать может сравнивать ребёнка с «идеальными» представлениями о том, что и как должен уметь пятилетний ребёнок, особенно если у неё есть сверхзадачи (например, «в 5 лет уже должен говорить и думать на английском»).
- **Эмоциональная вовлечённость**: При высокой эмоциональной включённости, мама может чрезмерно фокусироваться на каждом «отклонении» (забывании), что усиливает тревогу и мешает ей объективно видеть динамику развития ребёнка.
Таким образом, рефлексивно можно охарактеризовать состояние клиента как тревожное, с элементами неуверенности и одновременно попыткой «подстегнуть» развитие ребёнка, чтобы максимально соответствовать собственным (или социально навязанным) ожиданиям.
---
## 2. Описание этапа онтогенеза, к которому относится клиент
Поскольку за консультацией обратилась именно мать, логично рассматривать её возрастной этап. Точных данных о её возрасте нет, но при наличии пятилетнего ребёнка, чаще всего, мы имеем дело с периодом:
- **Молодая (ранняя) взрослость**: примерно 20–40 лет (часто ориентир – 25–35 лет).
- Ключевые задачи этого возраста: создание или укрепление семьи, воспитание детей, профессиональная самореализация, совмещение семейной и рабочей сфер.
- Психологические особенности: в этот период велика значимость социальной роли родителя, а также стремление к личностной успешности (что нередко проецируется на ребёнка).
- Возможные типичные кризисы и трудности: «кризис 30 лет»; баланс между карьерой, семьёй и собственными интересами; тревоги о будущем ребёнка и своей родительской компетенции.
Если бы в фокусе был именно ребёнок, мы бы описывали его этап онтогенеза как **старший дошкольный возраст** (5 лет), где когнитивные функции и механизмы памяти ещё формируются, и «забывчивость» может быть вариантом нормы. Но в вопросе явно сказано «…к которому относится клиент», – а клиентом выступает мать.
---
## 3. Возможные причины сложившейся ситуации с опорой на структурные звенья самосознания
В классическом подходе к структуре самосознания выделяют несколько взаимосвязанных компонентов:
1. **Когнитивный компонент** (образ «Я», представления о себе и о ребёнке):
- У матери может быть сформирован «идеальный образ» того, каким должен быть её сын в 5 лет и каким должна быть она сама как «идеальная мать».
- Возможен недостаток информации о нормальном развитии памяти и речи в дошкольном возрасте (ребёнок может говорить во сне, может забывать часть информации, и это нередко норма для 5-летних).
- Сложившееся представление о ребёнке («должен запоминать всё без проблем») ведёт к тревоге, если реальность не совпадает с ожиданием.