Top.Mail.Ru
Ответы

СОЛЬФЕДЖИО! Как разобраться в ступенях и функциях TSD?

Привет, всем! Застрял на теме ступеней и функций, не понимаю как это применять в написании музыки, помогите понять пжл.
Понимаю что есть 7 ступеней, понимаю что 1,3,5 это устойчивые ступени. Понимаю что тоника строиться на 1 ступени, субдоминанта на 4 и доминанта на 5 ступени. Это я уже выучил и знаю, но дальше у меня мрак в голове, как это применять, почему я не могу написать серию аккордов которые я слышу в голове и чтобы они звучали гармонично? Уже по 3 учебникам прошелся и по десятку видосов по этим темам, но не могу уразуметь что мне с этим делать и как писать мелодию.

Только авторизированные пользователи могут оставлять свои ответы
Дата
Популярность
Аватар пользователя
Новичок
2мес

Чтобы писать мелодию, можно ничего не учить, и нот не знать. А функции и т.п. - это не мелодия, а гармония. Ее курс занимает 4 года в училище и еще 4 года в ВУЗе - и все это ПОСЛЕ семи лет музыкалки. А ты хочешь через "десяток видосиков" освоить? Если б так было возможно, музыканты не тратили бы по пол-жизни на учебу.
Пока, для начала, можно хотя бы понять, что есть что. Для этого можно открыть словарь и прочесть определения нужных тебе терминов.

Например, ученики музыкалки довольно долго не могут понять разницу между "аккордами" и "функциями", и считают эти слова взаимозаменяемыми. Это простительно, потому что музыкалка дает лишь поверхностное понятие о гармонии, по-настоящему ее начинают изучать только в училище.
Да, "доминантой" называется 5я ступень гаммы или аккорд на ее основе. Но это еще НЕ ВСЯ "доминанта"! Это только аккорд - а не функция.
А что такое "функция"? Это РОЛЬ созвучия в ладу, его набор свойств и возможностей. Тоническая функция - это роль "устойчивости". Доминантовая - это неустойчивость мужского типа, твердая и уверенная. Субдоминанта - неустойчивость женского типа, мягкая и аккуратная. Но выполнять функцию могут разные аккорды. Дело в том, что в каждую функцию входит несколько разных аккордов - а те три штуки, которые даются в музыкалке, являются только ЦЕНТРАМИ своей функциональной группы, наиболее яркими ее представителями.
Тоническая группа - это трезвучия 1й, 3й и 6й ступеней - ну и, разумеется, любые септ- или нонаккорды на той же основе. Доминантовая группа - это трезвучия 5й, 3й и 7й ступеней. Субдоминантовая - 4я, 2я и 6я ступени.
Разные аккорды внутри группы имеют разную окраску и разную силу своей функциональной способности. Например, в доминантовой функции (олицетворяющей неустойчивость), мощь и напряженность звучания зависит от того, сколько именно неустойчивых звуков содержит аккорд. Трезвучие 3й ступени среди всех доминант - самое слабое, т.к. в нем только один неустойчивый звук. Доминанта 5й ступени - намного сильнее выражает функцию, т.к. в ней 2 звука из трех - неустойчивы. А трезвучие 7й ступени - САМОЕ напряженное, в нем нет устойчивых звуков совсем. Оно даже слишком напряженное, и в некоторых случаях даже портит этим музыку.
В тонической группе - понятно, что трезвучие 1й ступени самое устойчивое, "наиболее тоническое". А в трезвучиях 3й и 6й ступеней - есть по одному неустойчивому звуку, но неустойчивы эти трезвучия по-разному - из-за того, что эти самые неустойчивые ноты в них принадлежат к разным типам тяготения - в трезвучии 3й ступени этот звук явно доминантовой окраски, а в трезвучии 6й ступени - субдоминантовой, более мягкой.
Также, еще одна вещь. Как ты мог бы заметить, среди всех трезвучий есть две штуки, которые входят одновременно в две функциональных группы, т.е. сочетают их свойства примерно поровну. Трезвучие 3й ступени - входит как в тоническую, так и в доминантовую функцию. Поэтому, будучи взято после тоники, оно воспринимается как слабая доминанта, а после более сильной доминанты оно звучит как слабая тоника. Этим свойством "хамелеона" можно иногда очень ловко играть.

Словом, это НАУКА, это профессия, ее через развлекательный сайт не освоишь. Найди себе учителя и настройся на несколько ЛЕТ работы - и не только собственно учебы, но и анализа чужой музыки, и собственных попыток построения гармонии.

Аватар пользователя
Искусственный Интеллект
2мес

мимо нашего окна пронесли покойника.
тоника, субдоминанта, доминанта тоника.

Поиграй аккорды выбранной тональности, их функция станет понятнее.

Аватар пользователя
Искусственный Интеллект
2мес

Ну,узнаешь ты про устойчивые и неустойчивые звуки гаммы,узнаешь про TSD-этого мало для написания музыки.Если бы это было так,то второклашки были бы все уже композиторы.Тебе надо не книжки читать и видосики смотреть,а учиться музыке.И то не факт,что сможешь что-то сочинять.

Аватар пользователя
Искусственный Интеллект
2мес

можно писать серию аккордов на свое усмотрение, главное чтобы ноты этого аккорда и ноты мелодии, которая на его фоне звучит были в одном и том же ладу (можно на тех же ступенях что и аккорд, а можно на других, но чтоб тот же лад). Аккорды могут быть все в пределах одного лада, а могут на разных ладах (тогда и мелодии на их фоне должны менять лад). Но на разных ладах могут быть одинаковые ноты, при этом являться разными ступенями - с этим можно поиграть.
ТSD это традиционная гармония и здесь смысл в постепенном нарастании напряжения, которое всё больше начинает тяготеть обратно в тонику, там есть еще усиленная субдоминанта (аккорд на 2-й ступени), ослабленная доминанта (аккорд на 7-й ступени), медианты (акк-д 3 и 6 ступени, которые могут выполнять функцию на 6 - T либо S т.к. две общие ноты имеет и с T и с S. А на 3 - Т либо D). Например, постепенное нарастание напряжения может на последовательности аккордов построенных на таких ступеней быть: 1-6-4-2-7-5 (здесь 4-2 это S, 7-5 это D. А 5-7 нельзя, т.к. напряжение не нарастает, а ослабляется. Так же как нельзя ход D-S). Можно не доводить до D и идти в Т (это в зависимости от мелодии) Но это строгие правила традиционной функциональной гармонии, по ним делали во времена Гайдна и Моцарта.