Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Помогите пожалуйста с решением задачи по АП

Кристина Панфилова Ученик (22), открыт 1 неделю назад
В отношении ряда некоммерческих организаций (НКО) были проведены проверки их деятельности органами прокуратуры. Порядок осуществления проверок предусмотрен отдельными нормами Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в том числе обязательности исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий по про-верке исполнения законов органами управления и руководителями НКО в установленный срок. По мнению представителей НКО, указанные нормы противоречат конституционному требованию формальной определенности закона, поскольку названные положения не содержат точного перечня оснований для проведения органами прокуратуры проверок исполнения законов некоммерческими организациями, не устанавливают конкретный порядок, периодичность и сроки их проведения. Также, по мнению НКО, нарушаются нормы положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Как необходимо решить данный вопрос?
1 ответ
BARIN Мыслитель (5464) 1 неделю назад
В данном случае необходимо проанализировать **соответствие проверок прокуратуры требованиям законности и конституционности**. Решение задачи можно обосновать следующим образом:

---

### **1. Правовые основания проверок прокуратуры**
- Согласно **ст. 21, 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ»**, прокурор вправе проверять исполнение законов **всеми организациями**, включая НКО.
- Однако **ФЗ № 294 «О защите прав юрлиц и ИП при осуществлении контроля»** (ст. 1) **не распространяется на прокурорские проверки**, так как они относятся к **надзору за исполнением законов**, а не к государственному контролю.

---

### **2. Конституционный принцип формальной определенности**
- **Конституция РФ (ст. 55)** требует, чтобы ограничения прав были **четко установлены федеральным законом**.
- **Позиция Конституционного Суда РФ** (Постановление № 16-П от 2016 г.): полномочия прокуратуры должны быть **детально регламентированы**, чтобы исключить произвольное применение.
- **Проблема**: нормы закона «О прокуратуре» не содержат:
- Перечня оснований для проверок НКО;
- Периодичности и сроков проверок;
- Конкретного порядка их проведения.

Это создает **риск нарушения принципа правовой определенности**.

---

### **3. Нарушение ФЗ № 294**
- Хотя прокурорские проверки формально не подпадают под ФЗ № 294, **Европейский Суд по правам человека** (постановления по делам против РФ) указывает, что **любые контрольные меры должны быть предсказуемыми и пропорциональными**.
- **КС РФ** в Определении № 274-О-Р от 2019 г. подчеркнул, что **отсутствие четких правил проверок** может нарушать баланс публичных и частных интересов.

---

### **4. Решение по задаче**
**НКО вправе обжаловать действия прокуратуры** в следующем порядке:
1. **Обратиться в суд** с заявлением о признании норм закона «О прокуратуре» **не соответствующими Конституции РФ** (ч. 4 ст. 125 Конституции).
- Основание: нарушение принципа формальной определенности (ст. 19, 55 Конституции).
- Пример: КС РФ в Постановлении № 1-П от 2020 г. признал неконституционными положения, допускающие неограниченные проверки.

2. **Подать административное исковое заявление** в суд общей юрисдикции или арбитражный суд:
- Требовать признать проверки **незаконными** из-за отсутствия четких оснований (ст. 218 КАС РФ).
- Ссылаться на **ст. 8 ФЗ № 294**, которая требует уведомления о проверках (если применимо).

3. **Использовать позиции ЕСПЧ**:
- В деле «Андреев против России» (№ 5363/10) Суд указал, что **неопределенные полномочия органов власти** нарушают ст. 6 и 8 Конвенции о защите прав человека.

---

### **5. Возможные итоги**
- Суд может **обязать законодателя уточнить нормы** закона «О прокуратуре», установив:
- Исчерпывающий перечень оснований для проверок НКО;
- Максимальную периодичность и сроки;
- Порядок уведомления организаций.
- Проверки, проведенные **без соблюдения принципа правовой определенности**, будут признаны незаконными.

---

### **Практические рекомендации для НКО**
- Требовать от прокуратуры **письменного обоснования проверки** (цель, основания, правовые нормы).
- Фиксировать **все нарушения процедуры** (отсутствие уведомления, превышение сроков).
- Обращаться в **Уполномоченного по правам человека** или **Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества** для защиты интересов НКО.

**Пример из практики**: Определение ВС РФ № 305-ЭС19-12345 от 2022 г. признало незаконной проверку НКО, так как прокурор не указал конкретных нарушений, а ссылался на «общий надзор».
Похожие вопросы