ГАЛИНА
Высший разум
(2428069)
3 дня назад
Самое значительное произведение эпохи французского Ренессанса - сатирический роман Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль". Созданный на богатой и разнообразной фольклорной основе, роман повествует о двух великанах - отце и сыне. Рабле мастерски высмеивает человеческие пороки, современный ему общественный уклад, а в особенности - церковь и духовенство.
Гениальный автор романа при помощи сатиры и юмора обличает окружающую его действительность и противопоставляет ей новый мир, свободный от условностей и предрассудков.
В романе Рабле высмеивает, с одной стороны, многочисленные притязания церкви, а с другой - невежество и лень монахов (зная последний предмет не понаслышке). Рабле красочно показывает все пороки католического духовенства, которые вызывали массовый протест во время Реформации - непомерное стремление к наживе, претензии пап на политическое господство в Европе, ханжеское благочестие, прикрывающее развращённость служителей церкви. Сильно достаётся средневековой схоластике - оторванным от реальной жизни размышлениям о месте Бога в земном бытии - и известным философам-схоластам в частности:
Отдельных насмешек удостоены некоторые места из Библии. Например, эпизод с воскрешением Эпистемона Панургом пародирует библейское сказание о воскрешении Лазаря Иисусом Христом, а рассказ о великане Хуртали высмеивает легенду о Ноевом ковчеге. Рождение Гаргантюа через левое ухо матери Рабле объясняет всемогуществом Господа Бога, а тех, кто отказывается этому верить, объявляет еретиками (здесь пародируется религиозный фанатизм и слепая вера в евангельские чудеса, восходящие к Тертуллиану -"верую, ибо абсурдно").
Неудивительно, что все книги "Гаргантюа и Пантагрюэля" были осуждены богословским факультетом Сорбонны как еретические.
United states of America
Просветленный
(35147)
1 месяц назад
Главная причина осуждения и запрета книги заключалась в её радикальном гуманизме и антиклерикальной сатире. Рабле беспощадно высмеивал церковные пороки и лицемерие: Он критиковал невежество, алчность, ханжество и злоупотребления властью духовенства, высмеивал монашество и схоластику, противопоставляя им свободу разума и естественные человеческие потребности. Он изображал монахов, которые проводили время в праздности, чревоугодии и интригах, далекие от истинной веры и службы. Рабле издевался над формализмом и оторванностью от жизни схоластической философии, которая сводилась к бессмысленным спорам и игре слов, игнорируя реальный мир и человеческие чувства. Рабле высмеивал жестокость и глупость войн, тиранию феодалов, эксплуатацию крестьян. Использование народной речи, грубоватого юмора, эротических сцен и обилия непристойных выражений вызывало возмущение консервативных кругов. Рабле не боялся изображать низменные стороны человеческой природы, нарушая моральные нормы того времени. Рабле намекал на необходимость реформы церкви и открыто выражал симпатии к идеям гуманизма, что делало его подозрительным в глазах ортодоксальных богословов.
Что вам особенно запомнилось, понравилось в этом произведении? (2–3 примера)