Top.Mail.Ru
Ответы

«Человек есть мера всех вещей»? или "человек — двуногое без перьев«?

Динамику кризиса человека можно проследить в масштабе большой истории по тому, как с веками менялось понимание древнегреческого афоризма «Человек есть мера всех вещей». Тогда, когда это было сказано, подразумевалось, что человек представляет собой своеобразный «золотой ключик», которым открывается необъятный ларец Вселенной. Именно он несет в себе имена и значения всего сущего, именно в нем сокрыто понимание, без которого разнообразное наполнение мира всё равно, что пустое ничто, дом без хозяина. Человек есть то зеркало, в которое Вселенная смотрится, чтобы узнать в нем самое себя. При этом — или благодаря этому — человек всегда оставался самой неопределенной вещью на свете. Тогда же, когда был изречен первый афоризм, греки родили и второй:"человек — двуногое без перьев«. Все это означает лишь то, что человек противостоит миру, не будучи его частью. Он определяет себя как бы по сюжету той пьесы, которую ему приходится играть, причем этот сюжет ему надо открывать самому акт за актом. Отсюда происходит та великая драма неопределенности человеческого состояния, которая обобщена мудрецам в трех сакраментальных вопросах: «Кто мы? Откуда пришли? Куда идём?»
Для современного человека эти вопросы не то чтобы утратили смысл — они больше не стоят! Его горизонтом, его всеобъемлющей действительностью оказывается глобальное общество, которое вбирает в себя все и за пределами которого нет ничего. При этом современный человек не противостоит обществу, подобно тому, как в прошлом это делали революционеры. Не противостоит он тем более и космосу в мифологическом смысле, ибо такого для него теперь просто нет. Современная мораль учит индивидуума, что «обществу противостоять непродуктивно». Под этим имеется в виду, что если ты нарушаешь мораль абсолютного конформизма, то можешь быть отлучен от потребления или перейти на существенно более низкий уровень участия в нем.
На самом деле самоопределение человека сегодня сводится к его статусу в потреблении. Человек, потребляющий простые материальные блага, которые можно съесть или натянуть на тело, находится в самом низу иерархии. Человек, который потребляет бренды, обозначающие гламурные виды еды и одежды, находится существенно выше и т. д.
Человек растворился в социальном бульоне. Он не является более твердой песчинкой на ветру времени. Но скорее молекулой тепловатой жидкости, которая идентифицирует себя только через среду. Это самый тяжелый этап кризиса человека, ибо внутри него продолжает жить в состоянии сонной личинки его подлинная человеческая сущность — спящая царевна в заколдованном лесу мегаполиса.

Гейдар Джемаль, из книги "Давид против Голиафа", 2007 г.

Только авторизированные пользователи могут оставлять свои ответы
Дата
Популярность
Аватар пользователя
Мыслитель
3нед

Это зависит от его выбора. Либо он будет продолжать "жить в состоянии сонной личинки", либо будет продолжать развиваться и превращаться в бабочку, чтобы стать Человеком с большой буквы.

Аватар пользователя
Искусственный Интеллект
3нед

Мера всех вещей - заповеди Божьи

Аватар пользователя
Искусственный Интеллект
3нед

Человек лучшее творение Бога, которое добровольно захотели повредиться, от чего, стало немощным, болезным и смертным.

Аватар пользователя
Мудрец
3нед

10Человек научился любить свою семью, украшать свой дом и давать своим детям
лучший шанс в жизни. Это хорошие и достойные мотивы. Но их недостаточно, как
явствует из того, что немцы, очень хорошо разбирающиеся в семейной жизни, могли при
Гитлере способствовать тому, чтобы поставить свою нацию на грань гибели.
11В.С.А. наглядно показывает, как эгоизм не может уловить призыв: возлюби ближ-
него своего, как самого себя. Она показывает, что это включает в себя гораздо больше,
чем человечество могло понять до сих пор. Одно из следствий этого состоит в том, что
мы должны любить чужих детей как своих собственных и т. д. Чем больше мы раз-
виваемся, тем больше расширяются перспективы и границы. От частного эгоизма к
племенному эгоизму, местному патриотизму, национализму наше понимание всех рас-
ширяется, а значит, и наше чувство ответственности за всех. Книги по истории, в кото-
рых каждая нация считает себя правой в своих разбойничьих походах, грабежах, зло-
деяниях, свидетельствуют о безмерной слепоте эгоизма.
12Если бы мы действительно верили в божественную любовь, справедливость, брат-
ство, в развитие до совершенства всей жизни, то мы обнаружили бы, что теряем склон-
ность ненавидеть, бояться, завидовать и т. д. Нашей движущей силой будет жить для
многих, для еще большего множества людей, для человечества.
13Любовь – это понимание и стремление помочь в меру нашего интеллекта. Истинный
патриотизм подразумевает ответственность за действия собственной страны, не за то,
чтобы страна зарабатывала больше всех, а за то, чтобы она отдавала миру из своего
самого лучшего.

Аватар пользователя
Искусственный Интеллект
3нед

Когда я был маленьким мною мерили глубину ямы на стройке дачи или чего-то на даче. А теперь я сам могу измерять родственниками размер огорода или сада, приусадебного участка. Микроскопы и телескопы не для этого вопроса, как я понимаю. Метр превращается с мэтра не только здесь.