Литература 7 класс
Задание 1 (20 баллов).
Как отвечать на вопросы по истории и теории литературы
Дайте определение жанра жития. В каком произведении древнерусской литературы, изученном вами в 7-м классе, встречаются черты этого жанра? Приведите примеры.
Задание 2.
Прочитайте фрагмент из произведения «Полтава» А. С. Пушкина и ответьте на вопросы.
И грянул бой, Полтавский бой!
В огне, под градом раскалённым,
Стеной живою отражённым,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся с плеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
<…>
Но близок, близок миг победы.
Ура! мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! о славный вид!
Ещё напор — и враг бежит.
И следом конница пустилась,
Убийством тупятся мечи,
И падшими вся степь покрылась,
Как роем чёрной саранчи.
О каком историческом событии идёт речь в отрывке (5 баллов)?
Какому элементу композиции соответствует данный отрывок (5 баллов)?
Какие средства художественной выразительности помогают отобразить напряжённость описываемых событий? Приведите примеры таких средств (10 баллов).
Задание 3 (5 баллов).
Какую тему, являющуюся одной из главных для русской литературы XIX века, поднял А. С. Пушкин в повести «Станционный смотритель»?
Задание 4 (20 баллов).
Как отвечать на вопросы по литературе
Вспомните одно из произведений, изученных в 7-м классе, в котором идёт речь о каком-либо правителе. Охарактеризуйте этого правителя по следующему плану:
Название произведения.
Правитель, о котором идёт речь.
Каким представлен его образ в произведении?
Укажите наиболее яркий эпизод с этим персонажем. Какие его черты ярче всего проявляются в данном эпизоде?
Как этот правитель относится к другим людям?
Чем привлекает или отталкивает вас данный образ?
Задание 5 (35 баллов).
Как написать мини-сочинение по литературе
Выберите одну из тем и напишите по ней мини-сочинение.
Как в лирике одного из поэтов XIX–XX веков раскрывается тема природы?
Мой любимый герой (на примере персонажа одного из произведений, изученных в 7-м классе).
Какие сюжеты из изученных в 7-м классе произведений отечественной и зарубежной литературы являются для вас актуальными и почему?
Тема взаимоотношений взрослых и детей в русской литературе XIX–XX веков (на примере одного произведения, изученного в 7-м классе).
Изображение Великой Отечественной войны в русской прозе или поэзии ХХ века (на примере двух произведений, изученных в 7-м классе).
Решение заданий по литературе (7 класс)
Задание 1:
Житие – это жанр древнерусской литературы, представляющий собой описание жизни и деяний святого. Житие обычно содержит биографические сведения, повествования о чудесах, совершённых святым, описание его добродетелей и страданий, а также рассказ о его смерти и посмертном почитании.
Черты жития встречаются в "Повести о Петре и Февронии Муромских".
* Примеры:
* Идеализация героев: Пётр и Феврония предстают как образцы благочестия, мудрости и любви.
* Описание чудес: Исцеление Петра Февронией, различные чудеса, которые происходят после их смерти.
* Смирение и терпение: Герои проявляют смирение перед жизненными испытаниями, терпеливо переносят невзгоды.
* Религиозность: Постоянное обращение к Богу, молитвы, соблюдение христианских заповедей.
Задание 2:
1. В отрывке речь идёт о Полтавской битве (1709 год).
2. Данный отрывок соответствует кульминации.
3. Средства художественной выразительности:
* Метафоры: "стеной живою", "тяжкой тучей".
* Эпитеты: "раскалённым", "летучей", "чугунные".
* Олицетворение: "шары... разят", "степь покрылась".
* Звукопись (аллитерация, ассонанс): "Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон".
* Инверсия: "И грянул бой, Полтавский бой!".
* Сравнение: "как роем чёрной саранчи".
Задание 3:
В повести "Станционный смотритель" А.С. Пушкин поднял тему "маленького человека".
Задание 4:
1. Название произведения: "Песнь о вещем Олеге" А.С. Пушкина.
2. Правитель: Князь Олег.
3. Образ правителя: Олег представлен как мудрый, храбрый и удачливый военачальник, которому предсказана смерть от своего коня.
4. Яркий эпизод: Посещение Олегом места, где покоятся кости его любимого коня. В этом эпизоде проявляется суеверность Олега, его желание избежать предсказанной судьбы. Смерть от змеи, выползшей из черепа коня, показывает трагическую иронию судьбы.
5. Отношение к другим людям: Олег предстает как военачальник, заботящийся о своей дружине, но в целом отстраненный от обычных людей.
6. Привлекательность/отталкивание: Олег вызывает интерес своей загадочностью, силой воли и трагической судьбой. Отталкивает его суеверность.
Задание 5:
Тема: Мой любимый герой (на примере персонажа одного из произведений, изученных в 7-м классе).
Моим любимым героем в литературе 7 класса является Данко из рассказа Максима Горького "Старуха Изергиль". Данко – это молодой человек, который ради спасения своего народа совершает подвиг самопожертвования. Его соплеменники, измученные скитаниями по лесу, утеряли веру в себя и будущее. Данко, видя их страдания, берет на себя роль вождя и решает вывести их к свету.
Самым ярким моментом в рассказе является эпизод, когда Данко, вырвав из груди своё сердце, освещает им путь через тёмный лес. Этот жест является символом бескорыстной любви и самоотверженности. Данко готов отдать свою жизнь ради блага других. Его сердце горит ярким пламенем, освещая дорогу и вселяя надежду в отчаявшихся людей.
Данко привлекает меня своей смелостью, состраданием и готовностью к самопожертвованию. Он – настоящий герой, пример для подражания. Его подвиг доказывает, что даже в самых трудных ситуациях можно найти в себе силы для спасения других. Данко показывает, что любовь и сострадание – это главные ценности в жизни.