Почему в книге американца Саймона "100 великих опер" нет ни одной русской оперы?
Ведь русские оперы и композиторы за рубежом - признанная классика, достаточно регулярно ставятся.
ДополненПеренесите, пожалуйста, обратно в "литературу". Вопрос о книге, в категории "музыка" мало кто интересуется оперой.
В книге американского музыковеда Генри Саймона «100 великих опер» ("100 Great Operas", 1959) действительно почти нет русских опер, и этому есть несколько объяснений:
1. Западный канон vs. русская опера.
- Саймон ориентировался на западноевропейскую и американскую аудиторию, для которой оперный канон традиционно включает в первую очередь итальянские, французские и немецкие произведения.
- Русская опера в середине XX века ещё не была столь же интегрирована в мировой репертуар, как сегодня. Даже *«Борис Годунов»* Мусоргского или *«Евгений Онегин»* Чайковского тогда ставились на Западе редко.
2. Холодная война и культурные барьеры.
- Книга вышла в 1959 году, в разгар холодной войны. Советская культура (включая музыку) была мало представлена в западных изданиях из-за политической изоляции.
- Даже если Саймон хотел включить русские оперы, доступ к материалам и нотам мог быть ограничен.
3. Личные предпочтения автора.
- Саймон, вероятно, отбирал оперы, которые сам хорошо знал и считал наиболее значимыми для своей аудитории. Если он не был глубоко знаком с русской традицией, он мог её проигнорировать.
4. Разница в восприятии «великих» опер.
- На Западе в то время русские оперы часто воспринимались как «экзотические» или «второстепенные» по сравнению с Моцартом, Верди или Вагнером. Лишь позже, благодаря гастролям Большого театра и записям, их популярность выросла.
Что могло бы быть включено?
Если бы Саймон решил добавить русские оперы, вероятными кандидатами были бы:
- «Борис Годунов» Мусоргского.
- «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского.
- «Князь Игорь» Бородина
- «Золотой петушок» Римского-Корсакова.
Но в его время они просто не входили в «обязательный список» западного любителя оперы.
Вывод.
Отсутствие русских опер в книге Саймона — это не столько сознательное исключение, сколько отражение культурного и политического контекста эпохи. Сегодня подобные сборники почти всегда включают русские шедевры, но в 1950-е годы западная публика ещё не оценила их по достоинству.
Исторически американцы это европейцы в своей сути, поэтому русская культура ими воспринимается как производный вариант - некий сложный гибрид в себе. Поэтому русской культуре часто посвящаются отдельные специализированные монографии.
Да и то Росини , Верди , Пуччини - все наши ребята на самом деле. Москва третий РИМ.
К тому же надо учитывать немаловажное остоятельтсво - когда писалась, издавалась книга (1957) в Штатах бесновались маккартисты. А автор был одним из тех на кого пристально взирали поборники чистоты англосаксонской расы. Шло становление и внедрение идей американского превосходства во всю ... Все шло к Карибскому кризису. Тут не до правды как говорится.
Кстати в русском издании есть дополнение Александра Майкапара - 20 русских опер.
посмотрела на выходные данные - автор американец, книга издана в 1998 году, когда Америка еще мнила себя великой, а Россия считалась лузером, проигравшим в холодной войне. Так тчо музыка тут собственно и ни при чем)) Кто сейчас помнит "Медиума" какого-то Менотти или "Марту" некоего фон Флоттена???? Анализируйте контекст - помогает!
Узкая специализация по творчеству западных композиторов.
Скажем честно - неупоминание опер Мусоргского (в том числе и как композитора, оказавшего огромное влияние на всю музыку 20 столетия) огромное упущение автора книги...