Писанка (пасхальное яйцо) является символом плодородия и благодати, приносимых весенним солнцем. Писанки были распространены в местах, где жили славяне. Предки славян начинали год с весны, дарение и употребление яиц знаменовало пробуждение и обновление природы. Почитание куриного яйца связано с символическим значением курицы и петуха у этих народов. Яйцо — естественный символ творения и творческой силы.
Кроме яйца особое символическое ритуальное значение имели и вода, воск, огонь, краски, применяемые в работе, ведь воду для мытья яиц и приготовления красок писанкар должен был брать свежую, которая обладает особой целебной силой, и только утром, при встрече не здороваясь с прохожими.
Точно не известно, откуда к нам пришла традиция красить яйца и связанный с ним культовый смысл. Об этом обычае упоминают в своих записях еще Ювеналий, Овидий и Плиний. Римляне использовали крашанки в своих ритуальных играх. В Европу эта традиция попала благодаря азиатским или семитским народам, у которых еще до рождения Христа существовал обычай на Новый год класть на стол вареные крашеные яйца и дарить их своим благодетелям. Корнелий Брюн, побывавший в 1704 году в Персии, вспоминал о том, как персы поздравляли друг друга с Новым годом и дарили крашанки.
Писанка относится к первым иконографическим произведениям, которые в максимально сжатой форме дают древние мифопоэтические представления о мироздании, пространственной и часовой структуре Космоса, понятие о Боге, его ипостаси и влиянии на жизненно важные для человека вещи.
До нашего времени не дошли аутентичные образцы писанок дохристианского периода, однако некоторое представление о них мы имеем, так как искусство писанкарства достаточно консервативно. Так утверждает историческая наука.
Люди считали, что символические знаки, которые наносились на писанку, имели магическую силу, а писанкар был не в праве вносить изменения в ее рисунок, как нельзя переиначивать святую молитву. Некоторые мастера, правда, добавляли к традиционным узорам свои элементы, которые, впрочем, не слишком изменяли общий рисунок. Таким образом писанкарство развивалось.
Писанка — абсолютно уникальное творение. Ее дарили в знак примирения, пожелания здоровья, красоты, силы, урожая, исцеления от разных болезней, закапывали в землю, чтобы нива была хлебородная.. .
Город Коломыя. Музей Писанки
Писанки и крашанки святили вместе с пасхой и другими традиционными продуктами питания и блюдами. После пасхального богослужения в храме люди приветствовали друг друга: «Христос воскрес» — «Воистину воскрес» , — и целовались. При этом дарили друг другу писанки. Таким образом славяне не только выражали свою радость по случаю светлого праздника, но и мирились и прощали друг другу обиды.