
Что такое гомруль?

Т@нюшка Просветленный (23857), закрыт 11 лет назад
Подробный ответ пожалуйста.
Лучший ответ
Juli@ Мудрец (11449) 11 лет назад
Гомруль, движение за гомруль (англ. Home Rule, буквально — самоуправление, автономия) , борьба за осуществление программы автономии Ирландии (70-е гг. 19 — начала 20 вв.) , предусматривавшей создание ирландского парламента и национальных органов управления при сохранении над Ирландией верховной власти Великобритании. Программа автономии Ирландии была выдвинута ирландским либералом И. Баттом в 1869. В 1870 им же была основана Ассоциация самоуправления Ирландии, преобразованная в 1873 в Лигу гомруля. На выборах 1874 в английский парламент прошло 60 гомрулеров. Стремясь обеспечить требованию Г. поддержку масс, лидер гомрулеров Ч. С. Парнелл и его сторонники содействовали основанию в 1879 массовой крестьянской Земельной лиги. Однако уже в 1882 Парнелл заключил соглашение с английскими либералами, обязавшись за отдельные уступки добиться прекращения аграрных выступлений. Рост влияния ирл. оппозиции заставил Либеральную партию в 1886 и 1893 выдвинуть в парламенте билль о Г. для Ирландии, хотя и в крайне урезанном виде. Однако консерваторы и отколовшаяся от партии часть либералов каждый раз проваливали билль. В 1890 в самой партии Г. произошёл раскол.

С началом эпохи империализма национально-освободительная борьба ирландского народа переросла рамки движения за Г. Лозунг Г. стал выражать устремления лишь части ирландской буржуазии, заинтересованной в сохранении в смягчённой форме колониальной зависимости от Великобритании. В 1912 либеральное правительство внесло билль о Г. , который в 1912—14 трижды отклонялся палатой лордов. Консерваторы организовали сепаратистское движение протестантской буржуазии и помещиков Северной Ирландии (Ольстера) , где стали создаваться вооружённые отряды юнионистов (сторонников сохранения унии с Великобританией) . После начала 1-й мировой войны 1914—18 биллю о Г. королевской санкцией была придана сила закона (17 сентября 1914), однако с оговоркой, что его введение откладывается до окончания войны и будет сопровождаться дополнительным актом, изымающим из действия закона Северную Ирландию.

Ответом народных масс Ирландии на колонизаторскую политику Великобритании явилось Ирландское восстание 1916. По окончании войны в Ирландии возник новый революционный кризис. Получившая перевес в национальном движении партия шинфейнеров отказалась признать акт о Г. и возглавила борьбу за Ирландскую республику. 6 декабря 1921 английское правительство вынуждено было подписать с правыми шинфейнерами договор об образовании на территории 26 южных графств Ирландского свободного государства (Эйре) .

В годы 1-й мировой войны движение за Г. развернулось в Индии. Здесь лозунг Г. , заимствованный из Ирландии, понимался так же, как достижение самоуправления конституционными методами в рамках Британской империи. В Индии этот лозунг был выдвинут в 1914 А. Безант. В 1916 были созданы две политические организации — лиги Г. (в Мадрасском президентстве во главе с Безант и в Бомбейском президентстве во главе с Б. Тилаком) , деятельность которых особенно активизировалась в 1917—18. В 1919, в связи с распространением в Индии новых форм национально-освободительного движения (прежде всего сатьяграхи) , движение за Г. сошло на нет.
Т@нюшкаПросветленный (23857) 11 лет назад
Укажите пожалуйста источник
Juli@ Мудрец (11449) http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/011/567.htm
Остальные ответы
Aлёнк@ Просветленный (44178) 11 лет назад
Го́мруль (англ. Home Rule, «самоуправление» ) — движение за автономию Ирландии на рубеже XIX—XX вв. Предполагало собственный парламент и органы самоуправления при сохранении над островом британского суверенитета, то есть статус, аналогичный статусу доминиона.

Программа была выдвинута ирландским либералом Айзеком Баттом (en:Isaac Butt) в 1869. В 1870 году им же была основана Ассоциация самоуправления Ирландии, преобразованная в 1873 в Лигу гомруля. В 1874 г. 60 гомрулеров стали членами британского парламента. Лидером гомрулеров был Чарльз Стюарт Парнелл (en:Charles Stewart Parnell). Лидер Либеральной партии Вильям Эварт Гладстон вступил в союз с гомрулерами и дважды (1886 и 1893) выдвигал в парламенте билль о гомруле, однако оба раза билль проваливался под давлением консерваторов и части либералов (расколовшихся в 1890 году именно на почве вопроса о гомруле) .

В 1912 либеральное правительство вновь внесло билль о гомруле, в течене двух лет трижды отклонявшийся палатой лордов. Движение за гомруль вызвало ожесточённое сопротивление среди протестантов Ольстера, создавших вооружённые отряды юнионистов (сторонников сохранения унии) . В 1914 г. дошло до серьёзных беспорядков, в ходе которых войска отказались стрелять в юнионистов. После начала 1-й мировой войны биллю королевской санкцией была придана сила закона (17 сентября 1914), однако с оговоркой, что его введение откладывается до окончания войны и будет сопровождаться дополнительным актом, изымающим из действия закона Северную Ирландию. По окончании войны пришедшая к власти партия шинфейнеров отказалась признать акт о гомруле и провозгласила своей целью независимость Ирландии, которая и была признана Англией 6 декабря 1921 года.
gusty_man Гуру (2678) 3 года назад
Го́мруль (англ. Home Rule, «самоуправление») — движение за автономию Ирландии на рубеже XIX—XX вв. Предполагало собственный парламент и органы самоуправления при сохранении над островом британского суверенитета, то есть статус, аналогичный статусу доминиона.
Программа была выдвинута ирландским либералом Айзеком Баттом в 1869. В 1870 году им же была основана Ассоциация самоуправления Ирландии, преобразованная в 1873 в Лигу гомруля. В 1874 г. 60 гомрулеров стали членами британского парламента. Лидером гомрулеров был Чарльз Стюарт Парнелл. Лидер Либеральной партии Уильям Юарт Гладстон вступил в союз с гомрулерами и дважды (1886 и 1893) выдвигал в парламенте билль о гомруле, однако оба раза билль проваливался под давлением консерваторов и части либералов (расколовшихся в 1890 году именно на почве вопроса о гомруле).
В 1912 году либеральное правительство вновь внесло билль о гомруле, в течение двух лет трижды отклонявшийся палатой лордов. Движение за гомруль вызвало ожесточённое сопротивление среди протестантов Ольстера, создавших вооружённые отряды юнионистов (сторонников сохранения унии).
В 1914 году дошло до серьёзных беспорядков, в ходе которых войска отказались стрелять в юнионистов. После начала Первой мировой войны биллю королевской санкцией была придана сила закона (17 сентября 1914), однако с оговоркой, что его введение откладывается до окончания войны и будет сопровождаться дополнительным актом, изымающим из действия закона Северную Ирландию.
По окончании войны пришедшая к власти полуофициальная партия шинфейнеров отказалась признать акт о гомруле и провозгласила своей целью независимость Ирландии, которая и была признана Великобританией 6 декабря 1921 года. Этому предшествовало серьёзное, но недолгое преследование руководителей движения не без участия Уинстона Черчилля.
Литература [править | править вики-текст]