Andreus-ПАПА-Ndrey
Гений
(75091)
15 лет назад
Официант стал героем анекдотов, баек и газетных фельетонов. Тогда же, видимо, и распространилось в народе слово "халдей". Этимология его ясна не до конца. До революции халдеями называли лакеев. Слово "халдей" может означать "нахал", "наглец", "плут", "проходимец", но также и "восточный мудрец" (житель Халдеи) . Действительно, во многих советских официантах все это прекрасно сочеталось – и нахальство, и наглость, и житейская мудрость. Качества эти позволяли весьма неплохо зарабатывать. Как тут не вспомнить диалог официантов из фильма Михалкова "Родня", когда один спрашивает другого: "Как думаешь, какую скрипку дочери купить? " – "Бери "Страдивари", не ошибешься". А что? Некоторым халдеям и "Страдивари" был по карману. Во времена, когда зарплата в 250 руб. считалась очень хорошей, средний официант в обычном ресторане "наваривал" от 50 до 200 руб. за смену. Причем основной доход приносили не чаевые, а "работа с кухней", "порционка" и пропуск собственной продукции. Поясню: "работой с кухней" назывался отпуск "левой" продукции, приготовленной поварами из "сэкономленных" или просто принесенных с собой продуктов. Под пропуском своей продукции подразумевается то, что каждый официант всегда имел с собой собственные, заранее припасенные продукты, например, икру, крабы, фрукты и другие недешевые продукты, не требующие приготовления. А когда приходили большие компании, применялась так называемая "порционка" – т. е. , например, вместо заказанных четырех порций приносилось три. Некоторые виртуозы умудрялись делать из одной порции три, причем так, что этого никто не мог заметить: куски были нарезаны тоньше, чем обычно, разрезаны пополам и обложены огромным количеством зелени.
Впрочем, один халдей почти никогда не "работает". В подельниках у него обычно повар или бармен. Через официанта бармен, например, реализует "сэкономленные" напитки. Также совместно с барменом решается, что на самом деле можно подать клиенту вместо заказанного им дорогого спиртного. Большие деньги делаются на том, что вместо заказанных 200 г напитка приносят 150, а самые большие идут с коктейлей, потому что намешать туда можно что угодно и в каких угодно пропорциях. Если клиент "дозрел", то не заметит подлога и недолива. Во время банкетов и других масштабных мероприятий в счет очень часто добавляют лишние блюда.
Мой знакомый официант Денис (одно время он работал в ресторане "Интуриста", затем, кажется, в "Валдае", потом в ресторане какого-то закрытого клуба и еще где-то, сейчас трудится в одном из частных ресторанов в Северном округе) сетует на то, что сегодня часть этих методов уже применить нельзя. Во многих ресторанах есть специальный человек, который следит за действиями официантов, за их общением с поварами и барменами, за заполнением счетов. "Так что же, – спросил я Дениса, – сейчас халдеем работать не так привлекательно, как раньше? Не те заработки? " "Ну почему же, – ответил Денис, – во-первых, еще не везде такая система введена. Во-вторых, еще есть немало методов "навара". У нас, как у Остапа Бендера, существует 401 способ "честного отъема денег". И никогда ни один официант тебе всех тонкостей работы не расскажет.