Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Русско-японская война 1904-1905: характер ее, причины, итоги и значения, последствия.

Сергей Ченцов Мастер (2331), закрыт 15 лет назад
Лучший ответ
[Lena Gasheva] Ученик (246) 15 лет назад
Итоги:
9 августа 1905 г. в Портсмуте (США) при посредничестве Теодора Рузвельта начались мирные переговоры. Русской делегации, которую возглавлял С. Ю. Витте, удалось, при поддержке Рузвельта, а главное благодаря тому факту, что Япония была измотана войной и желала мира не меньше России, добиться «приличных» условий мирного договора. Россия уступила Японии южную часть Сахалина, свои арендные права на Ляодунский полуостров и Южно-Маньчжурскую железную дорогу, соединявшую Порт-Артур с Китайско-Восточной железной дорогой. Россия также признала Корею японской зоной влияния. В 1910 году, несмотря на протесты других стран, Япония формально аннексировала Корею.

Портсмутский мир сделал Японию великой державой. При этом многие в Японии были недовольны мирным договором: Япония получала меньше территорий, чем ожидалось — например, только часть Сахалина, а не весь, а главное, не получала денежных контрибуций. Во время переговоров японская делегация выдвинуло требование о контрибуции в 1,2 миллиарда иен, но Витте наотрез отказался даже разговаривать об этом. Его поддержал президент США Теодор Рузвельт, сообщив японцам, что если они будут настаивать, то американская сторона, до того симпатизировавшая японцам, изменит свою позицию. Японский дипломат Кикудзиро Исии писал в своих воспоминаниях, что:

Япония имела дело со страной, которая на протяжении своей истории никогда не платила контрибуции [47].

Война стоила Японии огромного, по сравнению с Россией, напряжения сил. Ей пришлось поставить под ружьё 1,8 % населения (России — 0,5 %), за время войны её внешний государственный долг вырос в 4 раза (у России на треть) и достиг 2400 млн иен.

Японская армия потеряла убитыми, по разным данным, от 49 тыс. (Б. Ц. Урланис) до 80 тыс. (докт. ист. наук И. Ростунов) , в то время как русская от 32 тыс. (Урланис) до 50 тыс. (Ростунов) . Русские потери в боях на суше были вдвое меньше японских. Кроме этого, от ран и болезней скончались 17 297 русских и 38 617 японских солдат и офицеров (Урланис) . Заболеваемость в обеих армиях составила около 25-ти чел. на 1000 в месяц, однако процент смертности в японских медицинских учреждениях в 2,44 раза превышал русский показатель. [48]

В то же время Россия не могла использовать в войне на столь удалённых от центра территориях весь свой потенциал. Соотношение сил на театре военных действий складывалось не в её пользу. На Дальнем Востоке в январе 1904 года находилось лишь около 98-ми тысяч человек, 148 полевых орудий и 8 пулемётов, в то время как Япония в начале войны имела армию, насчитывающую 375 тысяч человек, 1140 орудий и 147 пулемётов. К концу войны Россия смогла задействовать лишь 30 % своей постоянной армии.

По мнению некоторых представителей военной элиты того времени (например начальник германского генштаба Шлиффен) Россия вполне могла продолжить войну, стоило лишь лучше мобилизовать силы империи.

В своих мемуарах Витте признавался:

Не Россию разбили японцы, не русскую армию, а наши порядки, или правильнее, наше мальчишеское управление 140 миллионным населением в последние годы [49].
Остальные ответы
Игуана Мыслитель (6770) 15 лет назад
Международные отношения на Дальнем Востоке в конце XIX - начале ХХ века. Русско-японская война. Портсмутский мир.
Главное содержание международных отношений на Дальнем Востоке во второй половине XIX века определялось борьбой сильнейших капиталистических держав за приобретение колониальных владений.
Политика России в отношении Китая до второй половины 90-х годов XIX в. отличалась от колониальной политики западноевропейских государств и США. Россия поддерживала добрососедские отношения с Китаем на протяжении многих веков. В 70-х годах XIX в. большие изменения произошли в социально- экономическом развитии Японии. После буржуазной революции Мейдзи (1868 г. ) Япония встала на путь капиталистического развития.
Торгово-экономические связи России и Китая на Дальнем Востоке являлись одним из важнейших аспектов международных отношений в этом регионе. Установление и развитие экономических отношений непосредственно между населением русского Дальнего Востока и Манчжурии во второй половине Х1Х-начале XX в. было обусловлено объективными историческими процессами заселения и хозяйственного освоения этих районов, их социально-экономическим развитием. Юридической основой этих отношений послужили равноправные, взаимовыгодные договоры – Айгунъский (1858 г. ) и Пекинский (1860 г.) . Подписание этих договоров, определивших русско-китайскую границу, ускорило заселение Приморья и Приамурья. До 60-х годов XIX в. на Дальний Восток принудительно переселялись донские, оренбургские, забайкальские казаки, беглые крестьяне, ссыльные. Наряду с этим на далекую окраину перебирались промышленники, купцы, стремящиеся найти там применение своим капиталам.
Конец XIX - начало XIX в. были периодом перехода мирового капитализма в его высшую стадию - империалистическую. Строительство КВЖД царское правительство преследовало в первую очередь стратегические цели. Усиление позиций Японии на Азиатском континенте ставило под угрозу не только территориальную целостность Китая, но и интересы России на Дальнем Востоке. Строительство также имело и экономические задачи: улучшить условия и масштабы товарообмена России с Китаем, увеличить экспорт в Китай русских товаров и тем самым выровнять резко дефицитный для России торговый баланс. На КВЖД также возлагалась задача осуществления транзитных перевозок из европейской части России на Дальний Восток и обратно. В 1897-1903 гг. В зоне КВЖД начала развиваться лесная промышленность. В связи со строительством КВЖД в Манчжурии, а также с увеличением численности населения русского Дальнего Востока торговля с Китаем активизировалась. В 1900 г. в связи с окончанием строительства Забайкальской железной дороги (участка Транссибирской магистрали к востоку от Байкала до ст. Архара) был отменен режим порто- франко на Дальнем Востоке, кроме Сахалина и Камчатки. В конце XIX- начале XX в. , несмотря на увеличение объема русско-китайской торговли, Россия по-прежнему имела пассивное сальдо. В конце XIX в. перед Россией стояла задача укрепления дальневосточных окраин. Заселение и хозяйственное освоение Приамурья и Приморья диктовалось как политическими причинами в связи с обострившейся обстановкой на Дальнем Востоке, так и экономическими, обусловленными необходимостью создания национальной хозяйственной базы России на Дальнем Востоке, завершением начатого в 1891 г. строительства Транссибирской магистрали, формированием единого рынка на территории Российской империи. До японо-китайской войны 1894-1895 гг. Россия и Китай поддерживали складывавшиеся на протяжении ряда столетий добрососедские отношения.
В результате русско-японской войны позиции России в Манчжурии были значительно подорваны. Хотя масштабы торговли продолжали увеличиваться, в некоторых отраслях оживилась инвестиционная деятельность русского капитала, в то же время он был сильно потеснен японским и западным. В годы первой мировой войны повышение роли Дальнего Востока, прежде всего в плане транспортного транзита, в экономике России и увеличение импорта из Китая сопровождались тем не менее дал
Похожие вопросы