Татьяна*******
Высший разум
(1213232)
15 лет назад
Нирва́на (санскр. निर्वाण, nirvāṇa?, пали nibbāna, «угасание, прекращение» ) — понятие, обозначающее состояние освобождения от страданий. В общем смысле нирвана — состояние, при котором отсутствуют страдания, страсти; состояние умиротворённости, «высшего счастья» . По своей сути нирвана — трансцендентное состояние непроходящего покоя и удовлетворённости. Нирвана — разрыв в цепи перерождений (сансары) , прекращение перевоплощений, абсолютный, ненарушимый Покой. Нирвана не поддается никаким определениям. По поводу того, как именно надо ее понимать, среди буддийских буддологов и исследователей буддизма всегда велись и продолжают вестись споры. В брахманизме и индуизме нирвана — слияние с Брахмой. Принципиально сейчас принято различать 3 вида нирваны:
Моментальная нирвана — кратковременное состояние покоя и просветления, знакомое каждому человеку.
Жизненная нирвана — состояние Достигшего нирваны в этом теле при жизни.
Вечная нирвана — состояние Достигшего нирваны после разрушения физического тела.
Общие понятия
Согласно учению Будды, несмотря на страдание, пронизывающее все уровни сансарического существования, существует состояние, в котором страдания больше нет, и это состояние достижимо. Это и есть состояние нирваны. Переживание состояния нирваны в буддизме часто обозначается понятием амата, абсолютного духовного достижения, таковости, разрушающей причинно-следственную связь кармического существования.
Сутра-питака характеризует нирвану как «освобождённый разум (читта) , не имеющий более привязанностей» . Разум более не идентифицируется с феноменами бытия, он становится непреходящим, вечным, тем самым становясь освобождённым. Нирвана обозначает собой окончание незнания (авидьи) , погружающего разум в бесконечную череду перерождений, зависимого существования (сансару) . В строгом смысле нирвана не является каким-либо местом или состоянием, это — постижение безусловной истины.
Татьяна
Высший разум
(130084)
15 лет назад
НИРВАНА (санскр. - угасание, прекращение) - в Буддизме понимается как разрушение желаний, прекращение страданий, всякой "жажды" - жажды жизни, жажды познания, угашение страстей и работы сознания, выход из реинкарнаций. С точки зрения плотского ("сансарного") человека Нирвана - это прекращение обычной жизни, пустота (Шунья) , о которой ничего определенного нельзя сказать, но для одухотворенного - это высшая форма сосредоточенности бытия. Поэтому Нирвана - не-желание, не-жизнь, не-смерть, не-сознание, не-действие, но и не уничтожение существования, а выход в сверхбытие по ту сторону дуализма жизни и смерти, бытия и небытия, выход из проявленного бытия в непроявленное, обретение подлинного блаженства. "Тот несравненный остров, где ничем не владеют, где ничего не жаждут, я называю Нирваной, разрушением смерти и гибели" (Будда) , и нужно расчистить сердце, чтобы Нирвана создала в нем свой остров, который не зальют никакие волны житейского моря.
По буддийскому учению, существование не связывается с душой, которая переживает смерть тела. «[Будда] представлял человеческую душу как мимолетный цикл прерывающихся психических состояний, которые скреплены лишь желанием», — заметил Арнолд Тойнби. Будда все же считал, что определенное состояние или сила передается от одной жизни к другой. Д-р Валпола Рахул, исследователь буддизма, объясняет:
Вот что думают о существовании после смерти буддисты: существование продолжается вечно, если только человек не достигает окончательной цели — нирваны, то есть освобождения из цикла перерождений. Нирвану нельзя назвать ни достижением вечного счастья, ни слиянием с высшей реальностью. Это просто состояние небытия — «место, где нет смерти» , которое существует вне какой-нибудь личности. Согласно «Большому энциклопедическому словарю» , нирвана означает «психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний.. . абсолютной отрешенности от внешнего мира» . Вместо того чтобы искать бессмертия, буддисты поощряются переступить бессмертие, достигнув нирваны.
По мере того, как буддизм распространялся по разным местам Азии, к его учениям примешивались местные верования. Например, буддизм махаяны — одно из ответвлений, которое распространено в Китае и Японии; его особенностью является учение о божественных бодхисаттвах, или будущих буддах. Бодхисаттвы откладывают свою нирвану, чтобы, многократно перерождаясь, служить другим и помогать им достичь нирваны. Кто-то может выбрать цикл перерождений даже после достижения нирваны.
В Китае и Японии особенно распространено течение «Чистая Земля» , основателем которого был Амитабха-будда, или Амида. Те, кто с верой призывают имя Будды, перерождаются в «чистой земле» , то есть в раю, условия которого более благоприятны для достижения окончательного просветления. К чему привело такое учение? Упомянутый выше профессор Смарт объясняет: «Как и следовало ожидать, великолепие рая, так ярко описанное в некоторых махаянских писаниях, вытеснило из сознания людей нирвану как высшую цель» .
У тибетского буддизма есть свои местные особенности. Например, в тибетской «Книге мертвых» рассказывается об участи людей в промежуточном состоянии до их перерождения. Мертвых, как говорится в книге, освещают ярким светом высшей реальности, и тех, кто не может вынести этот свет, ожидает не освобождение, а следующее перерождение. Итак, ясно, что буддизм так или иначе поддерживает идею бессмертия.