Сейчас ее почти никто не носит. А в XIX веке феска служила в Турции форменным головным убором чиновников и солдат.
В 1924 году феску объявили пережитком прошлого, за ее ношение объявили штраф. Кстати, закон этот по-прежнему действует, правда нарушать его уже никто не собирается, что и понятно — вот вы где-нибудь в Москве много видели девушек в кокошниках?
Подготовку к реформам М. Кемаль начал еще летом 1925 г. Он отправился в путешествие по стране, во время которого проводил агитацию за отказ от пережитков прошлого. Сенсацию произвел уже тот факт, что, остановившись в г. Кастамону, М. Кемаль вышел из автомобиля со шляпой в руке. Шляпа была в старой Турции символом «гяура» , «неверного» . Мусульманина, надевшего европейскую шляпу, могли закидать камнями и грязью. Не менее кощунственным считалось появление с непокрытой головой. М. Кемаль личным примером подал сигнал к борьбе против этих предрассудков, также, как и предрассудков, касающих подростковой одежды. В своих беседах во время путешествия он указывал на необходимость отказаться от ношения фески и от всякого рода специфически восточных костюмов.
Немедленно по всей Турции стали вводиться европейская одежда и европейские головные уборы. На манифестациях в честь Кемаля-паши публично сжигались фески. Кое-где полиция принудительно снимала фески с граждан. За несколько дней торговцы распродали весь запас шляп и фуражек. Мастерские не поспевали выполнять заказы. Два вагона шляп предприимчивые стамбульские коммерсанты получили из-за границы.
Феска или фес — головной убор у мусульман Османской империи, стран северной Африки и др. ; представляет собой шерстяной красного цвета колпак с голубой, или черной шелковой или серебром или золотом перевитой кистью. Имеет первоначально греческое происхождение. Название феска или фес происходит от города Феса в Марокко, где изготовлялись эти головные уборы. С 1826 г. феска или фес была введена вместо тюрбана как форменный головной убор для османских чиновников и солдат.
Мода на европейскую одежду, начавшая распространяться в правление Махмуда II (1808—1839), не затронула феску, поскольку та идеально соответствовала ритуалу мусульманских молитвенных поклонов, в отличие от шляп с полями и т. п.
http://lh5.ggpht.com/_UAi74TazIYw/R5ZRRrncvNI/AAAAAAAAA7M/G0tCM7WyL9s/IMG_5820.JPGВ Турции феска отменена при введении европейского костюма при Ататюрке в 1920-е годы.
Угроза потери независимости и раздела страны заставила турок встать на защиту родины, которая теперь уменьшилась до размеров Анатолии и Восточной Фракии. Возглавил борьбу за независимость талантливый военный и политик Мустафа Кемаль (1881—1938).
Подошел к концу и семивековый османский период в истории Турции. Были упразднены султанат и халифат. В стране стали возникать буржуазные институты, в прошлое отходили все атрибуты средневековой жизни: были закрыты религиозные школы и шариатские суды, введен латинский алфавит вместо привычного арабского, изменился и внешний вид турка. С 1925 г. запрещено носить традиционную феску и вместо нее обязательным стало ношение европейских головных уборов и одежды. Женщина, наконец, обрела право на полноценное участие в жизни общества. Были отменены ношение чадры и затворничество, государство теперь признавало только одну жену у мужчины, хотя по нормам ислама их можно было иметь четыре.