Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты

В каком случае можно употребить предлог по-над?

Poor Leno Профи (797), закрыт 12 лет назад
Лучший ответ
Наталья Данилова Мастер (1916) 12 лет назад
по-над обозначает "вдоль и над чем-нибудь"
Остальные ответы
fedechkina-svetl Гуру (4100) 12 лет назад
В какой-то песне было "по-над пропостью во ржи"

В данном случае получается если действие может произойти и по (допустим по краю пропасти) и над (над пропастью)
Галина Аванесова Высший разум (196434) 12 лет назад
ПО-НАД (предлог с твор. п. ) - диалектн. , народно-поэт. и прост.
Над чем-л. , около, вдоль чего-л. , расположенного внизу.

По-над Доном сад цветет,
Во саду дорожка.

Кольцов, По-над Доном…

То не тучи — грозовые облака
По-над Тереком на кручах залегли.
Кличут трубы молодого казака.
Пыль седая встала облаком вдали.

Сурков, Терская походная.

Выехав на шоссейную дорогу, инженер повернул направо и по-над берегом моря рысью поскакал к мысу.

Гайдар, Военная тайна.

***

Не белы снега по-над Доном // Заметали степь синим звоном. // Под крутой горой, что ль под тыном, // Расставалась мать с верным сыном.

С. А. Есенин

***

КОНИ ПРИВЕРЕДЛИВЫЕ

Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому краю
Я коней своих нагайкою стегаю, - погоняю, -
Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю,
Чую, с гибельным восторгом - пропадаю, пропадаю!

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Вы тугую не слушайте плеть!
Но что-то кони мне попались привередливые,
И дожить не успел, мне допеть не успеть!

Я коней напою,
Я куплет допою, -
Хоть немного еще постою на краю!.. .

Сгину я, меня пушинкой ураган сметет с ладони,
И в санях меня галопом повлекут по снегу утром.
Вы на шаг неторопливый перейдите, мои кони!
Хоть немного, но продлите путь к последнему приюту!

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Не указчики вам кнут и плеть.
Но что-то кони мне попались привередливые,
И дожить я не смог, мне допеть не успеть.

Я коней напою,
Я куплет допою, -
Хоть немного еще постою на краю!.. .

Мы успели - в гости к богу не бывает опозданий.
Так что ж там ангелы поют такими злыми голосами?
Или это колокольчик весь зашелся от рыданий,
Или я кричу коням, чтоб не несли так быстро сани?

Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее!
Умоляю вас вскачь не лететь!
Но что-то кони мне достались привередливые,
Коль дожить не успел, так хотя бы допеть!

Я коней напою,
Я куплет допою, -
Хоть мгновенье еще постою на краю!.. .

1972

Владимир Высоцкий
Геннадий ПрейзнерЗнаток (331) 2 года назад
автор этого ответа... я все таки не понимаю вообще смысла этого предлога... его нигде в наше время практически не употребляют, во всяком случае я первый раз его заметил . хотя часто читаю всякого рода информацию. и не видел не разу. поэтому и решил спросить у вас и яндекса и майл какой смысл в этом предлоге. как я понял это один из сложных предлогов. но какой смысл вкладывается в него? вдоль и сверху чего либо? это как то бредово на мой взгляд звучит?
мэри слепакова Ученик (129) 5 лет назад
ПО-НАД (предлог с твор. п. ) - диалектн. , народно-поэт. и прост.
Над чем-л. , около, вдоль чего-л. , расположенного внизу.

По-над Доном сад цветет,
Во саду дорожка.

Кольцов, По-над Доном…

То не тучи — грозовые облака
По-над Тереком на кручах залегли.
Кличут трубы молодого казака.
Пыль седая встала облаком вдали.

Сурков, Терская походная.

Выехав на шоссейную дорогу, инженер повернул направо и по-над берегом моря рысью поскакал к мысу.

Гайдар, Военная тайна.

***

Не белы снега по-над Доном // Заметали степь синим звоном. // Под крутой горой, что ль под тыном, // Расставалась мать с верным сыном.

С. А. Есенин

***

КОНИ ПРИВЕРЕДЛИВЫЕ

Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому краю
Я коней своих нагайкою стегаю, - погоняю, -
Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю,
Чую, с гибельным восторгом - пропадаю, пропадаю!

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Вы тугую не слушайте плеть!
Но что-то кони мне попались привередливые,
И дожить не успел, мне допеть не успеть!

Я коней напою,
Я куплет допою, -
Хоть немного еще постою на краю!..

Сгину я, меня пушинкой ураган сметет с ладони,
И в санях меня галопом повлекут по снегу утром.
Вы на шаг неторопливый перейдите, мои кони!
Хоть немного, но продлите путь к последнему приюту!

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Не указчики вам кнут и плеть.
Но что-то кони мне попались привередливые,
И дожить я не смог, мне допеть не успеть.

Я коней напою,
Я куплет допою, -
Хоть немного еще постою на краю!..

Мы успели - в гости к богу не бывает опозданий.
Так что ж там ангелы поют такими злыми голосами?
Или это колокольчик весь зашелся от рыданий,
Или я кричу коням, чтоб не несли так быстро сани?

Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее!
Умоляю вас вскачь не лететь!
Но что-то кони мне достались привередливые,
Коль дожить не успел, так хотя бы допеть!

Я коней напою,
Я куплет допою, -
Хоть мгновенье еще постою на краю!..

1972

Владимир Высоцкий