Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Чем уникальны Les Livres Manuscrits Александры Экстер?

A-stra Гений (78526), закрыт 14 лет назад
Чем еще знаменита эта дама?
Лучший ответ
Лика* Высший разум (259371) 14 лет назад

В начале 1930-х годов Александра Экстер – живописец, сценограф, декоратор, модельер – открывает для себя еще одну сферу творчества – Les Livres Manuscrits.

Сферу уникальных, не типографских, а выполненных от руки книг, где каждая страница подписывается автором, что удостоверяет подлинность оригинала художника. Такие книги Экстер делала, как правило, в одном, иногда – в трех-пяти экземплярах.


Обращение Экстер к Les Livres Manuscrits – решительный и ответственный шаг. Художник, которому надлежало войти в сложившееся и очень «французское» искусство. Отмеченное такими шедеврами, как книги Боннара, Дюфи, Матисса, Майоля, Дерена, Брака, Шагала, Лоранса… В искусство, общие принципы которого могут быть охарактеризованы таким высказыванием Анри Матисса:

«Книга не нуждается в дополнении иллюстрацией, буквально следующей за текстом. Художник и писатель должны действовать заодно, не смешиваясь, но параллельно. Рисунок должен быть пластическим эквивалентом стиха» .

Однако надо сказать, что к Les Livres Manuscrits Экстер обратилась в пору своей творческой зрелости, будучи художником высокой и уверенной маэстрии. Все достигнутое и испытанное в живописи и театре она привнесла в книгу: свой колористический мир, свое понимание ритма и композиции, полнозвучие форм, свое всегдашнее стремление к гармонии. Более того: в Les Livres Manuscrits Экстер не отказалась ни от одного из своих художественных пристрастий, ни от одной из своих склонностей, ни от одной из тем, к которым постоянно возвращалась и в станковом творчестве, и в сценографии. Это – античность, Италия эпохи Возрождения, французская поэзия (Вийон, Ронсар, Бодлер, Рембо) .

Книги Экстер не предназначались для издательств, не были выполнены по чьему-либо заказу, а рождались по одному лишь велению души.
И потому они оказались не менее красноречивыми свидетельствами о мире художницы, чем ее холсты и театральные эскизы.



В середине 1910-х Александра Экстер увлеклась экспериментами по соединению традиционной украинской вышивки и рисунков авангардистов.

В 1915 году она тесно сотрудничала с режиссером-новатором Александром Таировым, а в своих станковых работах увлекалась беспредметным искусством, предпочитая "баловаться" кубизмом. Она также работала для театра «Березиль» великого Леся Курбаса. Оформляла сцену, костюмы, придумывала даже рисунок характерного танца.

После смерти любимого мужа она навсегда покинула Киев и отправилась в Москву, чтобы сотрудничать с Камерным театром.
В 1917-м оформленная ею "Саломея" Оскара Уайльда стала в Москве сенсацией.

С начала 1920-х Александра Экстер работала в ателье мод объединения "Москвошвея".

В 1924 году Александре Экстер удалось выехать в творческую командировку в Италию, где она приняла решение на родину не возвращаться. Она переехала во Францию к своей подруге Соне Терк-Делоне.



Умерла Александра Экстер в Париже в 1949 году. Из ее писем ясно, что она буквально голодала перед смертью, но в то же время неустанно реставрировала свои работы и запаковывала в ящики, чтобы послать все это за океан — в Нью-Йорк. У Экстер не было преемников, и все ее наследие попало в Америку.
Остальные ответы
Ольга Емельянова Мудрец (13032) 14 лет назад
Алекса́ндра Алекса́ндровна Эксте́р (в девичестве Григоро́вич) , (6 января 1882 — 17 марта 1949) — российско-французский живописец, художник-авангардист (кубофутурист, супрематист) , график, художник театра и кино, дизайнер. Представитель русского и украинского авангарда. Была одним из основоположников стиля «Арт Деко» .
В начале 1930-х годов Александра Экстер начинает работать в таком направлении, как Les Livres Manuscrits — создание уникальных, выполненных от руки книг, каждая страница которых имеет авторский автограф. Такие книги делаются Экстер делала, как правило, в одном, изредка — в трех-пяти экземплярах.. [1]

Персональные выставки Александры Экстер — Берлин (1927), Лондон (1928), Париж (1929), Нью-Йорк (1930), Прага (1937).
Марина Таланкина Гений (81525) 14 лет назад
На первую часть вопроса уже ответили, добавлю несколько интересных фактов из жизни этой замечательной художницы.
В 1903 г. , выйдя замуж за адвоката Н. Е. Экстера, устроила в своем доме салон-мастерскую, ставшую впоследствии центром киевского авангардного искусства.
В 1907 г. Экстер уехала в Париж, где училась в частной академии "Ла Гранд-Шомьер". В Париже она познакомилась с представителями современного французского искусства - Г. Аполлинером, Ж. Браком, П. Пикассо, М. Жакобом, с итальянскими футуристами.
В 1908 организовала в Киеве вместе с Д. Д. Бурлюком выставку «Звено» ;
В 1912 г. в Италии знакомится с художником-футуристом Арденго Соффичи, а через него с ведущими авангардистами этой страны и принимает участие в их выставках.
В 1910 г. вступила в объединение "Бубновый валет"; в 1913 г. стала членом "Союза молодежи".
Принимала участие в большинстве наиболее значительных выставок авангардного искусства в России (выставки Бубнового валета — февраль 1912, Союза молодежи, Трамвай В и др.) , Франции (Салон Независимых — март 1912 и др.) , Италии .
В 1915 году вступает в группу К. Малевича Супремус. 1915—1916 — вместе с другими художниками-супрематистами Экстер работала с крестьянами в художественной артеле села Вербовка и села Скопцы.
Самой яркой страницей творческой биографии художницы стала ее работа в Московском Камерном театре. Ей принадлежали росписи вестибюля театра и занавес, оформление драмы "Фамира Кифаред" И. Ф. Анненского (1916), "Саломеи" О. Уайльда (1917), "Ромео и Джульетты" У. Шекспира (1921).
В послереволюционные годы Экстер занималась преподаванием: в 1918 г. -в Одесской детской художественной школе, а затем в собственной студии в Киеве. В 1921- 22 гг. она преподавала в московском Вхутемасе.
В 1921 г. принимает участие в концептуальной выставке конструктивистов «5х5=25».
В качестве дизайнера по костюмам сотрудничала с Московским ателье мод, работала над созданием парадной формы Красной Армии (1922—1923).
В 1923 году вместе с В. И. Мухиной оформила павильон газеты «Известия» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве.
По эскизам Экстер были выполнены причудливые костюмы для кинофильма "Аэлита" Я. А. Протазанова. Именно они определили весь стиль киноленты, ставшей классикой экрана.
В 1924 г. художнице было поручено оформление советского павильона на XIV Международной выставке в Венеции. После Венеции Экстер уехала в Париж для работы над экспозицией советского отдела Всемирной выставки декоративных искусств. Представленные на ней театральные работы получили золотую медаль. В Россию Экстер уже не вернулась, она осталась в Париже.
В 1925-30 гг. по приглашению Ф. Леже преподавала в Академии современного искусства в Париже, а также давала частные уроки.
Похожие вопросы