В начале 1930-х годов Александра Экстер – живописец, сценограф, декоратор, модельер – открывает для себя еще одну сферу творчества – Les Livres Manuscrits.
Сферу уникальных, не типографских, а выполненных от руки книг, где каждая страница подписывается автором, что удостоверяет подлинность оригинала художника. Такие книги Экстер делала, как правило, в одном, иногда – в трех-пяти экземплярах. Обращение Экстер к Les Livres Manuscrits – решительный и ответственный шаг. Художник, которому надлежало войти в сложившееся и очень «французское» искусство. Отмеченное такими шедеврами, как книги Боннара, Дюфи, Матисса, Майоля, Дерена, Брака, Шагала, Лоранса… В искусство, общие принципы которого могут быть охарактеризованы таким высказыванием Анри Матисса:
«Книга не нуждается в дополнении иллюстрацией, буквально следующей за текстом. Художник и писатель должны действовать заодно, не смешиваясь, но параллельно. Рисунок должен быть пластическим эквивалентом стиха» .
Однако надо сказать, что к Les Livres Manuscrits Экстер обратилась в пору своей творческой зрелости, будучи художником высокой и уверенной маэстрии. Все достигнутое и испытанное в живописи и театре она привнесла в книгу: свой колористический мир, свое понимание ритма и композиции, полнозвучие форм, свое всегдашнее стремление к гармонии. Более того: в Les Livres Manuscrits Экстер не отказалась ни от одного из своих художественных пристрастий, ни от одной из своих склонностей, ни от одной из тем, к которым постоянно возвращалась и в станковом творчестве, и в сценографии. Это – античность, Италия эпохи Возрождения, французская поэзия (Вийон, Ронсар, Бодлер, Рембо) .
Книги Экстер не предназначались для издательств, не были выполнены по чьему-либо заказу, а рождались по одному лишь велению души.
И потому они оказались не менее красноречивыми свидетельствами о мире художницы, чем ее холсты и театральные эскизы.
В середине 1910-х Александра Экстер увлеклась экспериментами по соединению традиционной украинской вышивки и рисунков авангардистов.
В 1915 году она тесно сотрудничала с режиссером-новатором Александром Таировым, а в своих станковых работах увлекалась беспредметным искусством, предпочитая "баловаться" кубизмом. Она также работала для театра «Березиль» великого Леся Курбаса. Оформляла сцену, костюмы, придумывала даже рисунок характерного танца.
После смерти любимого мужа она навсегда покинула Киев и отправилась в Москву, чтобы сотрудничать с Камерным театром.
В 1917-м оформленная ею "Саломея" Оскара Уайльда стала в Москве сенсацией.
С начала 1920-х Александра Экстер работала в ателье мод объединения "Москвошвея".
В 1924 году Александре Экстер удалось выехать в творческую командировку в Италию, где она приняла решение на родину не возвращаться. Она переехала во Францию к своей подруге Соне Терк-Делоне.
Умерла Александра Экстер в Париже в 1949 году. Из ее писем ясно, что она буквально голодала перед смертью, но в то же время неустанно реставрировала свои работы и запаковывала в ящики, чтобы послать все это за океан — в Нью-Йорк. У Экстер не было преемников, и все ее наследие попало в Америку.