
что такое деепричастие?

Ученик (95), закрыт 7 лет назад
Лучший ответ
ДЕЕПРИЧ˜АСТИЕ, форма глагола, представляющая действие как признак другого действия. В русском языке деепричастие имеет формы вида и залога; относится к тому же лицу или предмету, к которому относится и глагол, определяемый деепричастием. В предложении обычно выступает как обстоятельство («Он ответил не задумываясь») .

Остальные ответы
Дееприча́стие — неизменяемая форма глагола, соединяющая в себе признаки глагола (вид и залог) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства) . Можно сказать, что это отглагольное наречие.

Деепричастие в русском языке

По происхождению деепричастие в русском языке восходит к бесчленной (краткой) форме именительного падежа причастия и возникло в древнерусском языке вследствие потери форм склонения бесчленных причастий.

Вид
несовершенный — обозначают повторные действия и могут обозначать как предшествующие так и последующие действия. Образуется от глаголов совершенного вида с помощью суффикса -в (-вши) и -ши и отвечает на вопросы без «с» . Например: что делав? , что делая? Если деепричастие называет предшествующее действие, в предложении оно стоит до сказуемого, если последующее — после.
совершенный — отвечает на вопросы с «с» . Например: что сделав
Синтаксическая роль
Обычно примыкает к сказуемому-глаголу, является обстоятельством и не допускает замены спрягаемой формой глагола.
Реже примыкает к именному сказуемому, выраженному кратким страдательным причастием, кратким прилагательным и существительным.
Примыкая к сказуемому, может обозначать добавочное действие, сопутствующее действию, выраженному сказуемым и является второстепенным сказуемым, допускает замену спрягаемой формой глагола.
Может относиться не только к сказуемому, но и к другим членам предложения: дополнению — неопределенной форме глагола, определению-причастию, обстоятельству-деепричастию.

В современном русском языке действия, обозначенные деепричастием и глаголом-сказуемым, должны принадлежать одному и тому же субъекту действия, что не исключает употребления деепричастия в безличных предложениях. Несмотря на правило, носители языка часто допускают ошибки, соотнося деепричастие и глагол-сказуемое с разными субъектами действия. Этот факт нашел отражение в рассказе Чехова «Жалобная книга» (фраза «Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин») .

На письме выделяется запятыми.

Примеры
«Рассказывая, он громко смеялся» .
«Стрела, пролетев, вонзилась в дерево» .
«Зима. Крестьянин, торжествуя, / На дровнях обновляет путь» (А. С. Пушкин)
есть разные взгляды на эту проблему. кто-то считает его самостоятельной частью речи, кто-то- особой формой глагола.
Деепричастие это самостоятельная часть речи. обозначает ДОБАВОЧНОЕ действие при основном действии .выраженном глаголом.
В деепричастии совмещены признаки глагола и наречие. Деепричастие НЕ изменяется. оно бывает совершенного и несовершенного вида.. отвечают на вопросы \что делая\как\
В предложение деепричастие является обстоятельством.
подчеркивается тока тире.
Источник: учебник русского языка.
деепричастие - это самостоятельная часть речи, особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие, и отвечает на вопрос: что делая? что сделав?
Имеет постоянные признаки: невозвратность, возвратность, непереходность и переходность вид, совершенные или несовершенный.
Например: девочка шла домой, подпрыгивая через скакалку.
Здесь деепричастие "подпрыгивая" обозначает добавочное дейтсвие к глаголу "шла" (идти). Несовершенного вида, неперех. невозвратный.
Деепричастие в предложении является обстоятельством.
Деепричастие может иметь признаки двух частей речи - глагола и наречия (например, неизменяемость).
Деепричастный оборот выступает одним членом предложения- обстоятельством.
Например: Вьются над цветущими липами, (с к а к о й ц е л ь ю?) собирая золотую пыльцу, вылетевшие из улья пчёлы.
-не- с деепричастиями обычно пишется р а з д е л ь н о.
Слитно оно пишется тогда, когда слово без -не- не употребляется.
Например: недоумевая, негодуя, ненавидя.
Извлёк что-нибудь полезное?
А вообще, надо было русский язык учить в школе.
Или хотя-бы учебник открыть хоть раз. Там все части речи показаны.
Вот! на тебе учебник! (угадай за какой класс?) правильно! за 7-й! А ты уже школу закончил, но так и не усвоил, что такое деепричастие (и, видимо, причастие).
Вось!
АХ! да! деепричастный оборот выделяется запятыми с обеих сторон, так же, как и одиночное деепричастие.
В других языках (латинских) может называться герундием.
Герундий - неличная форма глагола, выражающая название действия и обладающая как свойствами глагола так и существительного.
Деепричастие образуется с помощью суффиксов а (-я); - в; -вши -ши ;–учи (-ючи).
Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает добавочное (второстепенное по характеру) действие, и отвечает на вопрос что делая? что сделав?

Деепричастие бывает совершенного и несовершенного вида: "рассматривая" (что делая?) "рассмторев" (что сделав?) прибирая (что делая?) прибрав (что сделав?)
Деепричастие обладает признаками двух знаменательных частей речи - глагола и наречия.
Также деепричастие может иметь возвратность и невозвратность: "раскачивая", "раскачиваясь"
Имеет переходность и непереходность: убирая (что?) комнату, схватив (что?) игрушку, блестя; шагнув.
Может управлять косвенными падежами имён существительных и поясняться наречиями" "согласившись" (на что?) на подсказку, держа (как?) крепко.
Деепричастие на письме выступает как один член предложения - обстоятельство, поясняющее глагол-сказуемое: "листья летели, (как?) раскачиваясь в воздухе бесшумно и плавно"
|Поднявшись на холм|, (когда?) мы увидели оттаявшее ото льда море.

Деепричастный оборот
Деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный оборот: вьются над цветущими липами ( с какой целью?) |собирая золотую пыльцу| вылетевшие из улья пчёлы - это и есть деепричастный оборот.
Деепричастный оборот всегда выступает как один член предложения - обстоятельство.
На письме деепричастный оборот (а также и одиночное деепричастие) с обеих сторон выделяется запятыми.
Если деепричастный оборот входит в состав фразеологизмов, то он запятыми не выделяется: "мать слушала дочь" |затаив дыхание|
Морфологические признаки:
Деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие, которое может происходить:
а) до начала основного действия: с утра ПОКИНУВ приозёрный луг, летели гуси дикие на юг (Э. Асадов). (Добавочное действие ПОКИНУВ обозначается до основного дейтсвия -летели);
б) одновременно с основным дейтсвием: "Ада сидела за столом, раскрыв перед собой любимый ботанический атлас и перерисовывая красками на глянцевую бумагу какой-то изысканный цветок"
Добавочное дейтсвие (раскрыв) совершается одновременно с основным (сидела):
в) после основного дейтсвия "У часовни провалилась крыша, продавив потолок подземелья.
Добавочное дейтсвие (продавив) совершается после основного (провалилась);
Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное дейтсвие, которое может происходит с основным действием;
Одновременно с основным действием: "Высоко в небе над Ангарой маленькой точкой парил, что-то высматривая, ястреб" - парил и высматривал одновременно.
Орфографические признаки:
"Не" с деепричастиями обычно пишется раздельно: "не отдохнув" " не пообедав" и т. д.
Не с деепричастиями пишется слитно только в тех случаях, если деепричастия образованы от глаголов, которые без "не" не употребляются: "ненавидя", "негодуя" невзлюбив"
Пример морфологического разбора деепричастия:
"Девочка шла домой, перепрыгивая через скакалку.
Перепрыгивая -деепричастие, обозначает добавочное дейтсвие, несовершенного вида, начальная форма "перепрыгнуть".
Имеет такие грамматические признаки как невозвратность, непереходность
В предложении является обстоятельством.

Деепричастие образуется от основы прошедшего времени (суффиксы - "вш" (-вши) - это если основа глагола оканчиватется на гласный: разыграла + -в- разыграв, разыгралась +-вши- - разыгравшись;
(суффикс -вши-) - это если основа глагола оканчивается на согласный: принес (ла) + -ши- - принесши;
Образуется и от основ будущего времени (суффиксы -а-, -я-): услыш (ат) + -а- - услыша, прочт (ут) + -я- - прочтя.
ДЕЕПРИЧ˜АСТИЕ, форма глагола, представляющая действие как признак другого действия. В русском языке деепричастие имеет формы вида и залога; относится к тому же лицу или предмету, к которому относится и глагол, определяемый деепричастием. В предложении обычно выступает как обстоятельство («Он ответил не задумываясь») .
Дееприча́стие — самостоятельная часть речи [1][2] или особая форма глагола [2] в русском языке, обозначающая добавочное действие при основном действии. Эта часть речи соединяет в себе признаки глагола (вид, залог, переходность и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства). Отвечает на вопросы что делая? что сделав?
Дееприча́стие — неизменяемая форма глагола, соединяющая в себе признаки глагола (вид и залог) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства) . Можно сказать, что это отглагольное наречие.
деепричастие-знаменательная часть речи которая обозначает добавочное действие и характеризует основное действие глагола сказуемого (вопросы что делая, что сделая)