Китайский жанр «цветы и птицы»
Другим подходом китайских художников дикой природы были два жанра — «хуа–няо» — живопись «цветов и птиц» , и «растений и насекомых» , возникшие в конце периода Танг, то есть в 7–10 веках. Художники, работавшие в этих направлениях, стремились к выражению отдельных элементов дикой природы: цветов, насекомых, птиц. Поэт и философ Сыкун Ту писал: «Иногда птицы нарушают своим криком тишину этой немой природы и как бы оттеняют погруженность человеческого духа. Порхающая иволга оживляет картину пышной весны и, наконец, величавый, одинокий, святой (для даосиста) аист — символ освобожденного от жизни, парящего в высях духа — есть та самая птица, с которой поэт как бы вместе летает в воздухе» (Виноградова, 1972).
Наиболее известными стародавними китайскими живописцами цветов и птиц были Хань Хуан, Му-Ци, Хуан Цюань (900–965), Сюй Си, Чжао Чжан, Сюй Вэй и Чень Чунь.
Сюй Си писал многочисленные картины с изображением трав, деревьев, цикад, бабочек; Чжао Чжан — цветы и птиц. Широко известна написанная неизвестным мастером 10 века картина «Олени среди деревьев красного клена» , благодаря которой человек как бы получает право наблюдать скрытую от него жизнь.
Старые китайские художники дикой природы любили рисовать «четыре благородных цветка» — орхидею, дикую сливу, бамбук и хризантему. Монах-художник Цзюэ-инь говорил: «Когда я в радости — пишу орхидеи, когда я в печали — пишу бамбук» (Завадская, 1975). В этом плане следует еще привести высказывание Конфуция: «Без мяса человек худеет, а без бамбука становится вульгарным» (Завадская, 1975).
Все перечисленные растения обладали определенной символикой. Так, орхидея считалась воплощением простоты, чистоты и скрытого благородства.
Пионером жанра «цветы и птицы» является анималист Хуан Цюань. Рассказывают, что все началось с того, что в 944 году во дворец царя была доставлена партия журавлей. Царь велел художнику изобразить красивых птиц на стене одного из залов дворца. Тот отлично справился с задачей: все шесть журавлей выглядели настолько правдоподобно, что их живые сородичи, находившиеся в зале, наперебой подбегали к фреске и устраивали свои птичьи танцы. Царь пришел в восторг и велел именовать зал «Залом шести журавлей» . Другой выдающейся работой Хуан Цюаня была фреска «Цветы и птицы четырех сезонов года» . Рассказывают, что однажды фреску атаковал ястреб, принявший изображенную на ней куропатку за живую. К сожалению, обе эти работы не сохранились (Чжуан… , 2001).
Более повезло другой его работе, хранящейся в музее «Гугун» — «Радостные птицы» , где изображено 24 представителя животного царства. Сыновья Хуан Цюаня — Хуан Цзюйцай и Хуан Цзюйбао также были крупными художниками жанра «цветы и птицы» .
Современные китайские художники дикой природы, принадлежащие к китайской школе «Гохуа» , продолжают традиции своих великих учителей. Так, на картине живописца Фу Баоши (1904–1965) «Пейзаж с водопадом и фигурами ученых» , хранящейся в Государственном музее искусств народов Востока в Москве, показано, как образованные люди прошлого предаются культу созерцания дикой природы, помогающему им отрешиться от мирских забот.
тут много об этом жанре:
http://iclub-china.com/rus/a04/b0304/c0000/d00000/index.htm