АГАСФЕР - ВЕЧНЫЙ ЖИД
В Средние века в христианском мире получила широкое распространение легенда о еврее из Иерусалима, который грубыми словами оскорбил Христа, несшего крест на Голгофу, а по одной из версий - даже ударил Его. В наказание должен был этот еврей вечно скитаться по миру, не зная ни отдыха, ни смерти, до второго пришествия Христа, который один может разрешить его от тягостной ему жизни.
Этот человек (кстати, не во всех вариантах легенды он представляется евреем) назывался в Англии Картафилусом, в Италии - Боттадио (или Бутадеус, т. е. ударивший Бога; говорили, что он ударил влекомого на казнь Христа сапожной колодкой) , во Франции и Бельгии - Исааком Лакедемом, а в бретонских легендах - Будедео (толкнувший Бога) . В одной из знаменитых немецких народных книг его называют Агасфером. Это имя получило наибольшее распространение. Легенда об Агасфере не имеет прямого отношения к еврейскому фольклору. Имя Агасфер - искажение имени персидского царя Ксеркса (Ахашвероша) из Книги Эсфирь
Прообразом Агасфера мог стать и Пиндола из буддистской легенды, которого Будда приговорил к бессмертию за его заносчивость, сказав: "Пока существует мой закон, ты не попадешь в нирвану".
Христианские корни легенды об Агасфере можно найти в Евангелии от Матфея (16: 28), где приведены такие слова Иисуса: "Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем".
Легенда об Агасфере основана на поступке Мальхуса, одного из служителей первосвященника Анны. Мальхус будто бы ударил Христа, когда того допрашивал Анна, и за этот богопротивный поступок долгие века подвергался многочисленным наказаниям.
Когда и как был дан первый толчок легенде о Вечном Жиде, до сих пор неизвестно. Пожалуй, первое свидетельство о нем можно прочитать в "Леймонарьоне", сборнике историй, написанном в VI веке Иоанном Мошасом из Дамаска. Мошас рассказывает о встрече одного монаха с оборванным эфиопом, который сказал ему: "Я тот, кто Творца мира, Господа нашего Иисуса Христа, идущего на казнь, ударил по лицу".
Хроникер Матвей Парижский (Матиас Парис) свидетельствует в своей "Большой хронике" (около 1250), что во время суда над Христом этот Иосиф, называвшийся тогда Картафилусом, был привратником преториума (присутственного места) Понтия Пилата. Когда уже приговоренный Иисус переступил порог преториума, Картафилус ударил Его кулаком в спину и, презрительно усмехнувшись, сказал: "Иди же, Иисус, скорее, чего ты так медлишь? " Иисус, строго взглянув на него, ответил: "Я пойду, а ты подождешь, пока Я вернусь".
Слово Спасителя исполнилось, и Картафилус ждет Его возвращения. При Христе Картафилусу было около тридцати лет, и каждый раз, достигнув столетнего возраста, он заболевает непонятной болезнью, впадает в какой-то экстаз, после чего поправляется и возвращается к тому же возрасту, какой имел в день смерти Христа. Обыкновенно Картафилус живет в Армении и в других странах Востока
В Италии большое распространение получила легенда, согласно которой Вечный Жид (в Италии его называли Джованни Боттадио) является апостолом Иоанном. Считали, что Иоанн не умер, а только спит в своем гробу в Эфесе и перед Страшным Судом снова восстанет и начнет проповедовать Евангелие. В доказательство приводилось сообщение о том, что вождь арабов Фадила рассказывал, как однажды в пустынном месте он встретил величественного старца с длинной седой бородой, который поведал ему, что он по повелению Иисуса должен жить до конца мира. Старца арабы называли Зерибом, избранным сыном.