Остап Бендер — главный герой романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» , «великий комбинатор» , знавший «четыреста сравнительно честных способов отъёма денег» . Один из самых популярных героев «плутовского романа» в отечественной литературе.
В романе «Золотой телёнок» (с намёком на «турецкое подданство» его отца) также именован как Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-Бей, Бендер-Задунайский, Остап Ибрагимович.
Прошлое Остапа весьма туманно. Авторами романов его прошлое упоминается вскользь: Из своей биографии он обычно сообщал только одну подробность: «Мой папа, — говорил он, — был турецко-подданный»
По одной из версий, упоминание о «турецком подданстве» отца и отчество «Ибрагимович» не указывают на этническую связь с Турцией. (Комментарии М. Одесского и Д. Фельдмана) Современники видели намёк на то, отец Бендера жил в Одессе, где многие евреи-коммерсанты принимали турецкое подданство, чтобы их дети могли обойти ряд дискриминационных законоположений, связанных с конфессиональной принадлежностью, и заодно получить основания для освобождения от воинской повинности. Имя отца Ибрагим, как известно, является арабской формой имени Авраам.
По другой версии Ильф и Петров намеренно дали Бендеру «интернациональное» (украинско-молдавско-турецкое) имя как раз для того, чтобы исключить указанные выше толкования и подчеркнуть универсальность, всеобщность этой личности. Как известно, Одесса — город интернациональный, каким был и состав авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка». .
Большинство исследователей сходятся в том, что Ильф и Петров "списали" Бендера с Осипа Беньяминовича Шора. Согласно метрической записи, он родился в Никополе в 1899 году, 30 мая, в семье купца 2-й гильдии. Жил в Одессе, где закончил частную мужскую гимназию Раппорта. (Раппопорта? - корр. ) В 1917-м поступил на первый курс Петроградского технологического института, но почти не учился. В 1919-м подался на родину. До дома он добирался почти два года, с множеством приключений, о которых потом и рассказал авторам. Неизвестно, числились ли среди этих передряг истории с "бриллиантовыми" стульями и прочим, но внешность, характер и речь взяты у Осипа Шора, которого домашние и друзья к тому же звали Остапом. Валентин Катаев, его брат Евгений Петров, Илья Ильф и брат Остапа Натан Фиолетов, известный поэт-футурист, принадлежали к одному литературному кругу. Так что общение было довольно тесным. Катаев в книге "Алмазный мой венец" пишет: "Брат футуриста был Остап, внешность которого авторы сохранили в романе почти в полной неприкосновенности: атлетическое сложение и романтический, чисто черноморский характер. Он не имел никакого отношения к литературе и служил в уголовном розыске по борьбе с бандитизмом, принявшим угрожающие размеры. Он был блестящим оперативным работником".
Последнее обстоятельство может сбить с толку кого угодно: известно, что романный Остап уважал Уголовный кодекс (а в гимназии его прототип имел пятерку по законоведению) , но, простите, не до такой же степени. Хотя, с другой стороны, ничего удивительного нет: жизнь одесского опера 20-х годов - весьма удачное приложение сил для такой натуры.