Б о р з о – так у осетин принято называть бородатого козла, вожака овечьего стада. Слово произошло от осетинского «боцо» – борода.
Опытный вожак-козел является хорошим помощником пастуха. Овцы слушаются его во всем.
Овцы слепы и невнимательны, а козел дорогу и на пастбище, и домой отыщет.
Овцам пастуха мало - им и вожак нужен,
который сам за себя постоять может.
В Средней Азии вожаком овечьего стада ставят обычно козла.
Впереди козёл важно вышагивает, за ним овцы трусят... .
Социальное ранжирование у овец слабо выражено. В стадах лишь изредка наблюдаются драки, которые носят чаще игровой характер. Во время случного сезона могут драться бараны. У домашних овец, как и у муфлонов, роль ведущего животного берут на себя овцематки, у которых больше всего потомства.
Овцы мало понятливы, они зачастую не справляются с очень простыми задачами. Например, отказываются входить в один и тот же загон, если в нем переставлена калитка. С возрастом понятливость еще более слабеет.
У овец нет той субординации (иерархии) , которая наблюдается у крупного рогатого скота. Все они в стаде равны и все безынициативны.
У этих животных практически нет постоянного вожака. Его функцию по воле человека выполняют козлы, а в южных районах - даже ослы. Овцы послушно следуют за вожаком. Без него очень трудно управлять отарой: сдвинуть ее с места в непогоду или загнать в раскол. Овцы не любят и боятся всего нового. Это свойство животных отражает русская поговорка: "Уперся, как баран, на новые ворота".
Если чабан ставит во главе овечьего стада козла, а сам бросает заботу об отаре, то козел заведет овец неизвестно куда, поскольку он такой же стадный, как и все остальные. Если чабан будет при этом все грехи в этом случае сваливать на козла, приписывая ему дьявольские способности, т. е. делать козла козлом отпущения, то дурак не козел, а чабан.
Оказывается, эти козлы натренированы водить овец не только на пастбище, но и на бойню. При этом они максимально разгоняют стадо, а когда приближаются к воротам, ныряют в небольшие дверцы сбоку, сделанные специально для них, отправляя своих последователей на смерть всей отарой.