Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Откуда взялся символ смерти - старуха с косой?

Соседский Кот Искусственный Интеллект (128430), закрыт 14 лет назад
Лучший ответ
doktor Gavro Гений (83914) 14 лет назад
Сразу предупреждаю не сам сочинил, а нашёл:
"Древним двояким символом жизни (плодородия) и смерти был Серп (коса) В язычестве он относился к богу Кроносу. Смерть убирает свою жатву к своему сроку. Эта истина была для всех конкретно выражена в образе скелета и косы. Подробности дальше:

"Эти сельскохозяйственные орудия состоят в ближайшем родстве, хотя серп намного древнее косы. Серп, повторяющий форму полумесяца, — лунный знак, символ плодородия и изобилия, но вместе с тем и эмблема смерти. Парадоксальную символику своего старшего собрата переняла и коса, с той лишь разницей, что ее смертоносная функция заметна более отчетливо. Сильнейшее влияние на массовое сознание суеверных людей оказала аллегорическая фигура Старухи с косой. Этот мрачный средневековый стереотип сложился не вдруг: персонифицированная Смерть располагала немалым арсеналом устрашающих орудий (мечом, копьем, трезубцем, стрелами, песочными часами и др.) , но коса постепенно оттеснила их в тень, превратившись в главный атрибут Костлявой.

Изобретателями серпа в мифологии выступают боги или культурные герои. Библейский миф приписывает изготовление первого серпа старику Ною; согласно нартскому эпосу адыгов, серп создал Тлепш, искусный бог кузнечного ремесла; а греки полагали, что данный инструмент по заказу самого Кроноса выковали волшебники-тельхины с острова Родос. Этим-то первым серпом бог времени и кастрировал своего не в меру плодовитого небесного отца Урана, порождавшего сонмы чудовищ. Оскопление древнейшего божества в космогоническом мифе греков явилось одним из важнейших актов творения, символизирующим отделение земли (Геи) от неба (Урана) .

Серп — атрибут многих древних богов луны и плодородия: аккадского Сина, малоазийского Приапа, греческого Кроноса, римского Сильвана, галльского Эзу-са и т. д.
В религии земледельческих народов орудию жатвы отводится почетная роль ритуального инструмента. В Египте, например, праздник жатвы открывал сам фараон, срезавший первый сноп золотым серпом, чтобы затем торжественно поднести жертвенные колосья нового урожая статуе, изображавшей бога плодородия Мина. Подобный ритуал существовал и у наших далеких предков, недаром в славянском календаре месяц жатвы (август) носил имя «серпень» .

У кельтов символом плодовитости была омела, выросшая на священном дубе Беллина. В полнолуние облаченные в белоснежные одежды друиды проводили свой самый таинственный символический обряд, срезая ветви омелы золотыми серпами.
Многие европейские народы использовали орудие хлеборобов и в качестве оберега, защищавшего от злых духов леса. Почиталось за непреложную истину, что непрошеные ночные гости не смогут переступить порог дома, если в него воткнуть заговоренный серп.
В христианском изобразительном искусстве серп может рассматриваться и как символ изобилия, и как эмблема смерти. Например, в сцене из Апокалипсиса серпами вооружены ангелы, окружающие восседающего на престоле Христа. Столь же неоднозначна в аллегорической живописи и символика косы. В костлявых руках средневекового Безжалостного Жнеца, чей пугающий образ был порожден ужасом перед опустошительными эпидемиями чумы, коса является орудием массовой смерти, но как атрибут мирной ренессан-сной персонификации Лета коса символизирует плодородие и обильный урожай.

В военном деле оба орудия с легкостью превращались в оружие. Серповидными мечами сражались древние египетские и хеттские воины; средневековые пе-хотинцы добивали поверженных рыцарей, вскрывая серповидными ножами доспехи, словно консервные банки; восставшим крестьянам было достаточно закрепить лезвие косы вертикально, чтобы получить грозное колющее и рубящее оружие.
В советской эмблематике косе не нашлось достойного применения, зато золотой серп стал символом социального класса крестьянства. Вместе с молотом он составил главную государственную эмблему СССР, читавшуюся как нерушимый союз рабочего класса и крестьянства. "

Остальное в комментах смотрите:
doktor GavroГений (83914) 14 лет назад
Эмблема серпа была чрезвычайно популярна уже в дореволюционной российской геральдике. Ее можно встретить в городских гербах разных регионов страны: Центральной России, Украины, Белоруссии, Урала, Сибири, Закавказья, т.е. повсюду, где было развито хлебопашество. Так, в историческом гербе г. Серпейска Калужской области изображены два серебряных серпа с золотыми рукоятками, сложенные вместе, а в гербе г. Мамадыша (Татарстан) — те же серпы, разделенные золотым снопом. В гербах городов Щигры и Тим Курской области сельскохозяйственные орудия соседствуют с оружием: герб первого из них объединяет эмблемы ружья в красном поле и золотого серпа в зеленом поле, а в гербе второго рядом с ружьем изображена золотая коса. Оба герба свидетельствуют об одном: местные жители славятся как бывалые воины, занимающиеся в мирное время хлебопашеством".
Остальные ответы
Ксения Витмен Мастер (1199) 14 лет назад
Тоже не сама писала, нашла:
"Она шла именно так, как и создание любого бога.
Имеем домен - в нашем случае прекращение жизни. Ставим на этот домен функционала - собственно, саму антропофоморную персонификацию. Обликом наделяем в зависимости от атрибутики смерти (вороны у Одина, меч у Танатоса, одежда из кожи у Тескатлипоки. (кажется, вечно путаю, как он пишется правильно.. . :), коса у Смерти средневековых европейцев, ножницы у Атропос, петля у Ямы...) . Коса и вовсе - аналогия "жизнь-колос" => "срезание жизни - коса/серп". А скелетное тело - это тот же принцип, что и костюм из кожи у ацтеков. Указание на неживой статус функционала. "
Похожие вопросы