Литература, кому на Руси жить хорошо. Помогите, пожалуйста
Прочитать песню Русь и объяснить, что за рать поднимается и почему? Какой предстает Русь в этой песне. Ответить с цитатами из текста.
Напишите, как менялось представление о счастье у семи крестьян, которые отправились на поиски счастливого человека? Нашли ли они счастливого человека, почему? Ответить с цитатами из текста
Часть 1: Песня "Русь" (из ЭПИЛОГА, поет Гриша Добросклонов)
Эта песня находится в разделе "ЭПИЛОГ", ее поет Гриша Добросклонов (стр. 285-286).
Что за рать поднимается и почему?
Поднимающаяся "рать" (войско, множество) – это не буквальная армия, а сам русский народ, пробуждающийся к новой жизни, к борьбе за свое счастье и свободу. Она поднимается потому, что в народе, несмотря на века рабства и угнетения, сохранилась внутренняя сила, искра правды и стремление к свободе, которые начинают разгораться.
Цитаты:
"В рабстве спасенное / Сердце свободное — / Золото, золото / Сердце народное!" (стр. 285) – Указывает на сохранившуюся внутреннюю свободу.
"Сила с неправдою / Не уживается, / Жертва неправдою / Не вызывается, — / Русь не шелохнется, / Русь – как убитая! / А загорелась в ней / Искра сокрытая, — / Встали – небужены, / Вышли – непрошены, / Жита по зернушку / Горы наношены!" (стр. 285-286) – Описывает, как "скрытая искра" пробуждает народ к действию.
"Рать подымается — / Неисчислимая! / Сила в ней скажется / Несокрушимая!" (стр. 286) – Прямое указание на пробуждающуюся силу народа. Эта сила "неисчислимая" и "несокрушимая", что говорит о ее огромном потенциале.
Какой предстает Русь в этой песне?
Русь в песне Гриши предстает многоликой, полной противоречий, страдающей, но обладающей огромной внутренней силой и потенциалом к возрождению.
Противоречивость и страдание:
"Ты и убогая, / Ты и обильная, / Ты и могучая, / Ты и бессильная, / Матушка-Русь!" (стр. 285) – Эта строфа подчеркивает двойственность Руси: ее бедность и богатство, силу и слабость одновременно.
"Русь не шелохнется, / Русь – как убитая!" (стр. 286) – Образ долготерпения и кажущейся безжизненности под гнетом.
Внутренняя сила и дух:
"В рабстве спасенное / Сердце свободное — / Золото, золото / Сердце народное!" (стр. 285) – Несмотря на рабство, дух народа (его "золотое сердце") остался свободным.
"Сила народная, / Сила могучая — / Совесть спокойная, / Правда живучая!" (стр. 285) – Народ обладает могучей силой, совестью и правдой.
Потенциал к пробуждению и действию:
"А загорелась в ней / Искра сокрытая, — / Встали – небужены, / Вышли – непрошены, / Жита по зернушку / Горы наношены!" (стр. 286) – Народ способен сам, без принуждения, пробудиться и начать созидательную деятельность.
"Рать подымается — / Неисчислимая! / Сила в ней скажется / Несокрушимая!" (стр. 286) – Русь предстает как сила, готовая к борьбе за лучшее будущее.
Таким образом, Русь в песне – это страдающая "Матушка", но не сломленная, а хранящая в себе огромные духовные и физические силы, способные привести ее к "свету и свободе".
Часть 2: Представление о счастье у семи крестьян
Как менялось представление о счастье у семи крестьян?
Изначально представление крестьян о счастье довольно примитивно и связано с материальным достатком, властью, почетом и беззаботной жизнью. Они ищут счастливого среди тех, кто, по их мнению, должен жить "весело, вольготно".
Начальные кандидаты (Пролог, стр. 9):
"Роман сказал: помещику, / Демьян сказал: чиновнику, / Лука сказал: попу. / Купчине толстопузому! — / Сказали братья Губины, / Иван и Митродор. / Старик Пахом потужился / И молвил, в землю глядючи: / Вельможному боярину, / Министру государеву. / А Пров сказал: царю…"
Эти кандидаты олицетворяют власть, богатство, высокий социальный статус и праздность.
По мере своих странствий и встреч, их представление начинает меняться, хотя и не всегда осознанно:
Встреча с Попом (Глава I. ПОП, стр. 25-32):
Поп развеивает их иллюзии о своем счастье, говоря об отсутствии покоя ("Иди куда зовут! / Идешь безотговорочно."), почета ("Кого вы называете / Породой жеребячьею?") и богатства ("Крестьянин сам нуждается, / И рад бы дать, да нечего…").
Счастье, по словам попа, не в "покое, богатстве, чести", если они сопряжены с душевными муками и тяжелым трудом.
Лука, изначально считавший попа счастливым, вынужден признать его правоту, хотя и подвергается насмешкам товарищей (стр. 33).
Встреча с Помещиком (Глава V. ПОМЕЩИК, стр. 86-103):
Гаврила Афанасьич Оболт-Оболдуев рассказывает о былом счастье помещиков, основанном на безграничной власти над крестьянами ("Кого хочу – помилую, / Кого хочу – казню. / Закон – мое желание! / Кулак – моя полиция!"). Это счастье было связано с охотой, пирами, роскошью.
Однако это счастье ушло с отменой крепостного права: "Порвалась цепь великая, / Порвалась – расскочилася / Одним концом по барину, / Другим по мужику!.." (стр. 103). Помещик несчастлив в настоящем.
Крестьяне начинают понимать, что счастье, основанное на угнетении других, непрочно и несправедливо.
Встреча с Матреной Тимофеевной (КРЕСТЬЯНКА, стр. 104-187):
В поисках счастливой женщины, они слышат историю ее тяжелой жизни, полной страданий.
Матрена прямо говорит: "Не дело – между бабами / Счастливую искать!.." (стр. 184) и рассказывает притчу о том, что "Ключи от счастья женского, / От нашей вольной волюшки / Заброшены, потеряны / У Бога самого!" (стр. 186-187).
Это подводит их к мысли, что счастье – нечто более глубокое и, возможно, недостижимое в их понимании, особенно для женщин.
Встреча с Ермилом Гириным (рассказ Федосея и попа, Глава IV. СЧАСТЛИВЫЕ, стр. 72-82):
Ермил Гирин – честный и справедливый мужик, пользующийся всеобщим уважением ("Каким же колдовством / Мужик над всей округою / Такую силу взял?" – "Не колдовством, а правдою."). Его счастье – в служении народу, в его доверии. Однако и он попадает в острог из-за бунта.
Это показывает, что даже праведная жизнь и народное признание не гарантируют безоблачного счастья в условиях несправедливого строя.
Встречи на ярмарке и в "Пьяную ночь" (Главы II, III, IV):
Они видят множество "счастливых" – пьяных, забывшихся в угаре веселья. Солдат, выживший в боях, каменотес с огромной силой, больной, добравшийся до родины, дворовый человек с "благородной болезнью" подагрой.
Каждый из них по-своему счастлив в моменте, но их счастье либо кратковременно, либо основано на иллюзиях, либо сопряжено с большими страданиями.
Они отвергают таких "счастливых": "Эй, счастие мужицкое! / Дырявое с заплатами, / Горбатое с мозолями, / Проваливай домой!" (стр. 71-72).
Представление о счастье начинает смещаться от чисто материального к более духовному, но четкого определения они еще не находят.
Нашли ли они счастливого человека, почему?
Формально, по своему первоначальному запросу, они не находят такого человека, который был бы счастлив так, как они это понимали в начале (богатство, власть, беззаботность). Все, кого они встречают, либо несчастливы, либо их счастье сомнительно или временно.
Однако, поэма подводит читателя (и, возможно, самих крестьян, хотя это и не артикулируется ими явно) к иному пониманию счастья, которое воплощено в образе Гриши Добросклонова (Эпилог).
Счастье Гриши:
"И скоро в сердце мальчика / С любовью к бедной матери / Любовь ко всей вахлачине / Слилась, – и лет пятнадцати / Григорий твердо знал уже, / Кому отдаст всю жизнь свою / И за кого умрет." (стр. 278)
Его песни выражают это стремление: "Доля народа, / Счастье его, / Свет и свобода / Прежде всего!" (стр. 274)
Ангел милосердия поет через него, призывая сильные души "На бой, на труд / За обойденного, / За угнетенного —" (стр. 280).
Неккрасов заключает: "Пел он воплощение счастия народного!.." (стр. 287).
Счастье Гриши – это счастье борьбы за народ, счастье служения высокой цели. Это не то счастье, которое искали мужики. Их поиски остаются как бы незавершенными в рамках их первоначального понимания. Поэма не дает ответа, что мужики вернулись домой, найдя такого "счастливого". Скорее, Некрасов показывает, что истинное счастье не в материальных благах или власти, а в единении с народом и борьбе за его будущее. Мужики этого до конца не осознают, но читатель должен прийти к этому выводу.
Таким образом, счастливого человека в их первоначальном понимании они не нашли. Поэма же предлагает альтернативный образ счастья в лице Гриши Добросклонова, но этот образ больше адресован читателю, чем является прямым ответом на вопрос мужиков для них самих.
Изменение представления о счастье у семи крестьян («Кому на Руси жить хорошо»)
1. Изначальное представление
Крестьяне думали, что счастье — в богатстве, власти или покое:
> «Кому живётся весело, Вольготно на Руси?»
Они искали среди попов, помещиков, купцов и чиновников.
2. Разочарование
Они видят, что у каждого «счастливца» есть своя беда:
- Поп страдает от нищеты народа.
- Помещик тоскует по утраченной власти.
- Купец и чиновник несчастны из-за страха и обмана.
3. Новое понимание счастья
Крестьяне начинают видеть счастье в борьбе за народное дело. Гриша Добросклонов говорит:
> «Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь.»