Top.Mail.Ru
Ответы

Цикл чеховских пьес можно считать завершённым

в своих четырёх главных пьесах А.П. Чехов создал исчерпывающую художественную систему

Закольцованность тем и мотивов

Чеховские пьесы образуют тематический круг, где каждая следующая развивает идеи предыдущей:

- «Чайка» (1896) – кризис искусства, поиск новых форм.

- «Дядя Ваня» (1899) – тщета жертвенности, крах иллюзий.

- «Три сестры» (1901) – утрата будущего, бегство от провинции.

- «Вишнёвый сад» (1903) – финальный аккорд: гибель старого мира.

Последняя пьеса становится эпитафией всему циклу: вырубка сада символизирует конец не только усадебной России, но и чеховской драматургии.

Эволюция жанра: от «комедии» к трагифарсу

Чехов называл свои пьесы комедиями, но их тональность неуклонно мрачнела:

- В «Чайке» ещё есть надежда

- В «Дяде Ване» – лишь горькая ирония

- В «Трёх сестрах» – фатализм

- В «Вишнёвом саде» – уже открытый абсурд

Это движение к трагифарсу (где смех и ужас неразделимы) естественно завершило его творческий путь.

Исчерпанность социальной критики

Чехов показал все слои предреволюционной России:

- Дворяне («Вишнёвый сад») – беспомощны.

- Интеллигенция («Три сестры») – безвольна.

- Провинциальные обыватели («Дядя Ваня») – разочарованы.

- Новые капиталисты (Лопахин) – грубы, но энергичны.

Дальше писать было не о ком: следующий шаг – революция, которую Чехов (умерший за 13 лет до 1917 года) уже не застал.

Смерть как точка

- Чехов создал 4 великие пьесы за 8 лет – и умер через год после премьеры «Вишнёвого сада».

- Его поздние рассказы («Невеста», 1903) тоже звучат как прощание (герои уезжают, разрывают с прошлым).

- Даже если бы он прожил дольше, эстетика его театра (подтекст, «бессобытийность») уже достигла совершенства.

Только авторизированные пользователи могут оставлять свои ответы
Дата
Популярность
Аватар пользователя
Мыслитель

за 4800 р и по рукам..