Цикл чеховских пьес можно считать завершённым
в своих четырёх главных пьесах А.П. Чехов создал исчерпывающую художественную систему
Закольцованность тем и мотивов
Чеховские пьесы образуют тематический круг, где каждая следующая развивает идеи предыдущей:
- «Чайка» (1896) – кризис искусства, поиск новых форм.
- «Дядя Ваня» (1899) – тщета жертвенности, крах иллюзий.
- «Три сестры» (1901) – утрата будущего, бегство от провинции.
- «Вишнёвый сад» (1903) – финальный аккорд: гибель старого мира.
Последняя пьеса становится эпитафией всему циклу: вырубка сада символизирует конец не только усадебной России, но и чеховской драматургии.
Эволюция жанра: от «комедии» к трагифарсу
Чехов называл свои пьесы комедиями, но их тональность неуклонно мрачнела:
- В «Чайке» ещё есть надежда
- В «Дяде Ване» – лишь горькая ирония
- В «Трёх сестрах» – фатализм
- В «Вишнёвом саде» – уже открытый абсурд
Это движение к трагифарсу (где смех и ужас неразделимы) естественно завершило его творческий путь.
Исчерпанность социальной критики
Чехов показал все слои предреволюционной России:
- Дворяне («Вишнёвый сад») – беспомощны.
- Интеллигенция («Три сестры») – безвольна.
- Провинциальные обыватели («Дядя Ваня») – разочарованы.
- Новые капиталисты (Лопахин) – грубы, но энергичны.
Дальше писать было не о ком: следующий шаг – революция, которую Чехов (умерший за 13 лет до 1917 года) уже не застал.
Смерть как точка
- Чехов создал 4 великие пьесы за 8 лет – и умер через год после премьеры «Вишнёвого сада».
- Его поздние рассказы («Невеста», 1903) тоже звучат как прощание (герои уезжают, разрывают с прошлым).
- Даже если бы он прожил дольше, эстетика его театра (подтекст, «бессобытийность») уже достигла совершенства.
за 4800 р и по рукам..