Top.Mail.Ru
Ответы
Аватар пользователя
Аватар пользователя
Аватар пользователя
Аватар пользователя
Пути цивилизации
+4

Современность является причиной нынешнего поликризиса и грядущего Великого распада

Эволюция современности

В начале 21го века в мире людей доминируют наука, города и высокие технологии. Однако и наш современный образ жизни, и наш взгляд на мир сформировались лишь за последние несколько столетий. Биологически современные люди ничем не отличаются от тех, кто жил 10 000 лет назад, но наши нынешние привычки, ожидания и убеждения почти полностью связаны с машинами, инфраструктурой, источниками энергии и искусственными материалами, которые появились совсем недавно. По сравнению с нашими предками-охотниками и собирателями мы могли бы с таким же успехом быть с другой планеты.

Мы воспринимаем современность как нечто само собой разумеющееся, как рыба, вероятно, воспринимает как нечто само собой разумеющееся воду, в которой она плавает. Но наша собственная метафорическая вода становится всё более мутной. Проблемы, угрожающие выживанию, возникают всё чаще и становятся всё более серьёзными, включая изменение климата, истощение ресурсов, исчезновение дикой природы и загрязнение биосферы. Если общество не сможет выбраться из этой усиливающейся турбулентности, наш вид может не просуществовать долго.

Что находится за пределами аквариума, который мы называем современностью? И как мы, люди, вообще в него попали?

Прогресс или поликризис

Большинство людей, живущих в промышленно развитых странах, сейчас считают, что люди превосходят остальную природу. Предполагается, что с помощью науки и разума, а также гигантских достижений в области технологий мы можем избавиться от дефицита и невежества. Считается, что современность — это неявная цель миллиардов лет биологической эволюции. И некоторые из нас представляют технолюдей в виде семенных коробочек, появившихся в результате этого великого цветения, способных распространить жизнь и разум на всю Вселенную.

Уже давно существуют критики современности, такие как вождь Сиэтла («Когда зелёные холмы покроются проводами, а волки перестанут петь, что толку будет от денег, которые вы заплатили за нашу землю?»).

 Однако в последние несколько лет в книгах, блогах и научной литературе появился критический дискурс о современности, в частности в работах трёх авторов — Ванессы Андреотти, Тома Мёрфи и Дугалда Хайна (заслуживают упоминания и другие имена, в том числе Робин Уолл Киммерер, Дэниел Куинн, Анна Лоуэнхапт Цин, Джереми Лент и Джоанна Мэйси, но для наших целей достаточно будет упомянуть этих троих).

Ванесса Андреотти в своей книге «Хоспис современности»: взгляд на ошибки человечества и их последствия для социального активизма фокусируется на современном мышлении, которое она характеризует как совокупность «устаревшие историй», порождающих расизм, колониализм и бессмысленное уничтожение природы. Она противопоставляет это современное мышление способам познания коренных народов, которые не только делали общества более устойчивыми, но и давали их членам ощущение органической связи с окружающей средой и друг с другом.

Том Мёрфи, автор блога «Посчитай-ка», иногда называет себя астрофизиком в отставке. В эссе, написанных в 2011 году, он показывает, что технологические решения проблем, связанных с изменением климата и другими угрозами выживанию, не работают и не могут работать в масштабах, необходимых для выживания. Мёрфи пришёл к выводу, что только фундаментальные изменения в том, как люди населяют планету, могут обеспечить дальнейшее существование нашего вида. Хотя его отправная точка отличается от точки зрения Андреотти, он разделяет его взгляды на современные и коренные культуры. Примечание: Мерфи недавно поделился историей своего интеллектуального пути в подкасте Crazy Town.

Дугалд Хайн — автор книги «На работе в руинах»: «Поиск своего места во времена науки, изменения климата, пандемий и других чрезвычайных ситуаций». В ней он объясняет, почему перестал писать об изменении климата в своих статьях об окружающей среде. Хотя глобальное потепление — это проблема, угрожающая выживанию, её нельзя решить, не проведя глубокую критику современности. Как и Андреотти и Мерфи, Хайн призывает нас возродить отношение коренных народов к природе.

Для этих авторов современность является причиной нынешнего поликризиса и грядущего Великого распада. Современность, вероятно, представляет собой краткий и крайне разрушительный период в истории Земли, потому что наш образ жизни неустойчив не только в деталях, но и по своей сути. Несмотря на наши претензии и стремления освободиться от естественных ограничений, мы, люди, остаёмся и всегда будем оставаться частью природы и зависимыми от неё. Мы загрязняем и истощаем её на свой страх и риск.

Люди Велики или Ужасны?

В этом разделении взглядов на современность заложены два представления о Homo sapiens. Если современность — это грандиозное достижение, то предполагается, что это происходит потому, что люди по своей природе велики и выражают это величие с помощью технологий. С этой точки зрения мы, люди, — больше, чем просто умные животные; мы эволюционируем, чтобы стать богами, — как прямо заявляли некоторые писатели.

Критики современности описывают нынешний этап человеческой истории не как проявление разума и добродетели, а как катастрофическую ошибку: ради сиюминутного комфорта, удобства и прибыли мы создаём экзистенциальные проблемы, которые могут поставить под угрозу не только цивилизацию, но и планетарные системы жизнеобеспечения. Из этого можно сделать вывод, что люди ужасны.

Однако такая пессимистичная оценка ценности нашего вида может быть ошибочной как с точки зрения ситуации, так и с точки зрения критиков современности. Если мы считаем людей животными, встроенными в экосистемы, то всё, что мы делаем, является частью природы и эволюции. Биологическая эволюция дала нам большой мозг и противопоставленные большие пальцы. 

Затем культурная эволюция, связанная с языком и изготовлением орудий труда, взяла верх, запустив быстрый процесс самоподкрепляющейся обратной связи, который ускорялся вплоть до настоящего времени. Современность — это первый случай в истории эволюции, когда вид развил в себе способность использовать инструменты и язык для расширения своего ареала и потенциальных ресурсов, тем самым истощая не только свой непосредственный регион, но и глобальные запасы рыбы, дичи, деревьев, почвы и минералов, а также переполняя глобальные хранилища отходов, в частности атмосферу планеты. 

Однако в природе часто встречается ситуация, когда вид чрезмерно эксплуатирует окружающую среду, увеличивает свою популяцию до тех пор, пока не исчерпает доступные ресурсы и хранилища отходов, а затем вымирает. Люди — это продукт эволюции, и какие бы качества ни побудили нас спровоцировать изменение климата и все остальные проблемы современности, они заложены в самой эволюции.

Деньги, технологии, социальная сложность и войны — человеческие культурные черты, которые, как кажется, отличают нас от других существ, — возникли в результате эволюции. Естественный отбор — это процесс импровизации и тестирования; у него нет конечной цели. Как только импровизация природы пошла в направлении языка и создания инструментов, современность, возможно, стала неизбежной.

 Хотя не все человеческие сообщества пошли по пути, который в конечном итоге привёл к экстремальной эксплуатации, характерной для современной индустриальной цивилизации, существование хотя бы одной группы, обладающей необходимыми экологическими условиями, культурной историей и смелостью, чтобы пойти по пути технологических гипер-инноваций и создания империй, сделало современность практически неизбежной. Большинство других групп были вовлечены в этот процесс сначала через колонизацию, а затем через экономическую глобализацию.

В то время как техноутописты представляют себе, как человечество берёт под контроль Землю, а затем отправляется к звёздам, критики современности, размышляя о будущем нашего вида, скорее всего, будут искать подсказки в природе. Когда вид находит новый источник пищи и размножается, он в конечном итоге достигает предела этого источника пищи; его популяция превышает устойчивый уровень и сокращается. 

Этот цикл переизбытка/вымирания особенно распространён среди инвазивных видов, которые часто негативно влияют на местные виды. Однако, если инвазивные виды существуют достаточно долго, они и окружающие их местные виды обычно адаптируются друг к другу — иногда в ущерб местным видам, иногда в ущерб инвазивным. Если инвазивные виды являются хищниками, они со временем учатся брать только часть своей потенциальной добычи. Если инвазивные виды являются жертвами, они осваивают новые стратегии выживания, возможно, включая маскировку.

Подобные циклы взлётов и падений случались и в человеческих сообществах. Во многих обществах были золотые века, когда ресурсы казались неисчерпаемыми, а комфорт, удобство и знания были доступны значительной части населения. За этими золотыми веками обычно следовали тёмные века с нехваткой ресурсов, бедностью и утратой высокой культуры. 

Единственное, что изменилось сегодня, — это то, что мы достигли глобального Золотого века, основанного на использовании ископаемого топлива (которое позволяет нам добывать ресурсы в больших количествах и перемещать их на большие расстояния). По мере истощения запасов ископаемого топлива и деградации экосистем в результате его сжигания, скорее вс

https://richardheinberg.com/museletter-384-the-evolution-of-modernity

По дате
По рейтингу
Аватар пользователя
Ученик
1мес

Мы, Иудеи и отбирали наших и избрАнных язычников