Top.Mail.Ru
Ответы
Аватар пользователя
Аватар пользователя
Аватар пользователя
Аватар пользователя
Ремонт и обслуживание авто
+4

Можем ли мы спасти мир без свободы воли?

Многие статьи на экологические темы — это светские проповеди, изобилующие советами о том, что можно и чего нельзя делать. Не используйте воздуходувку с бензиновым двигателем.

Купите электромобиль вместо автомобиля с бензиновым двигателем. Ешьте органически выращенные продукты. Используйте меньше воды. Установите солнечные панели на крыше. Многократно используйте старые вещи и обязательно выбрасывайте их в правильный контейнер. Если вы будете вести себя неправильно, мы все попадём в климатический ад.

Но что, если у нас, людей, на самом деле нет свободы воли — способности действовать без ограничений, налагаемых обстоятельствами, необходимостью или судьбой? Можно ли организовать массовые изменения в поведении при её отсутствии? Эти вопросы я задаю себе, читая новую книгу Роберта Сапольски «Определённая: наука о жизни без свободы воли».

Сапольски — профессор биологии, неврологии и нейрохирургии в Стэнфордском университете. Возможно, вы знаете его как автора бестселлера «Поведение: биология человека в его лучшем и худшем проявлении», в котором обобщается то, что наука выяснила о том, почему люди делают то, что они делают.

В «Определении» Сапольски рассматривает, возможно, самый сложный вопрос в философии, психологии и науках о поведении: существует ли свобода воли? Потратив десятилетия на размышления над этим вопросом в свете данных соответствующих дисциплин, Сапольски твёрдо встал на сторону «нет».

И его книга убедительно и стильно это доказывает. Я не буду пытаться воспроизвести здесь детали его аргументации; если вы не готовы медленно читать 400-страничный том, вот статья, в которой содержится хорошее краткое изложение.

Сапольски — ясный мыслитель и доступный писатель, и он идеально подходит для того, чтобы размышлять о вопросе о существовании свободы воли. Тем не менее его аргумент против свободы воли не выдерживает критики. Большинство людей, в том числе многие философы и психологи, отказываются разделять его точку зрения.

Даже когда их собственные доказательства и рассуждения подводят их к выводу об отсутствии свободы воли, они обычно останавливаются на полпути. «Нет, — говорят они, — где-то должна быть свобода воли, даже если мы не можем найти этому реальных доказательств».

Религии и системы уголовного правосудия построены на предположении, что в каждом из нас есть маленький решатель, сидящий в диспетчерской в нашем черепе, способный преодолеть наследственные, экологические и социальные влияния и подать сигнал нашему телу, чтобы оно поступало правильно. Мы сами выбираем своё поведение и поэтому заслуживаем вознаграждений и наказаний, которые общество нам назначает.

В самом деле, если вы хотите разозлить даже самых спокойных людей так, что они начнут на вас кричать, просто заведите за ужином разговор о свободе воли и примите позицию Сапольски. В дискуссиях с друзьями и коллегами о «Определенности» я пока не встретил никого, кто полностью соглашался бы с непоколебимой позицией книги.

Возможно, широко распространённая вера человечества в свободу воли обусловлена традициями и социальной необходимостью — в таком случае несогласие Сапольски может быть примером свободной воли в действии. Фу! Чем больше вы об этом думаете, тем запутаннее становится вся эта тема.

Сапольски подробно описывает трудности, с которыми сталкивается при попытке доказать, что в нас действительно есть «маленький решатель». Квантовая неопределённость, теория сложности и теория хаоса были предложены в качестве возможных путей, через которые «маленький решатель» может проникнуть в нашу неврологическую систему, но Сапольски не находит в этих сложных областях путей для побега от детерминизма.

Мы делаем то, что делаем, потому что мы такие, какие есть, потому что с нами случилось то, что случилось, и потому что в данный момент в нашем мозге происходит то-то и то-то.

Тем не менее Сапольски пишет: «...моя цель не в том, чтобы убедить вас в отсутствии свободы воли; будет достаточно, если вы просто придете к выводу, что свободы воли гораздо меньше, чем вы думали, и вам придется изменить свое мнение о некоторых действительно важных вещах».

Поскольку автор, по сути, дал мне (как читателю) возможность выбора, я предпочитаю оставаться агностиком в вопросе о том, существует ли вообще свобода воли в абсолютном смысле, — хотя бы для того, чтобы не оттолкнуть друзей.

Ближе к концу этого эссе я подробнее объясню свой агностицизм. Но я согласен с Сапольски в том, что многое из того, что мы делаем как индивидуально, так и коллективно, предопределено, и что поиск биологических или поведенческих доказательств существования источника намерений — свободной воли — невероятно сложен.

Есть ли у общества в целом свобода воли?

В последнее десятилетие или два я постепенно склонялся к точке зрения «свободы воли не существует», но шёл другим путём, чем Сапольски, и без его обширных знаний в области нейробиологии. Его аргументы в основном касаются отдельного человека, поведенческих исследований, генетики и работы мозга. Он бы сказал, что ваш выбор, что съесть на завтрак сегодня утром — хлопья или яйца, — определялся длинной цепочкой ограничений, начиная с биологической эволюции и заканчивая текущим набором нейромедиаторов.

Я выбрал путь, ориентированный на общество в целом, поскольку пытался лучше понять, почему люди перешли к сельскому хозяйству, иерархическому неравенству, колониализму и индустриализации, основанной на ископаемом топливе.

Многие другие авторы, как и я, считают, что эти явления в конечном счёте привели к катастрофе, и пытались свести их к одной или нескольким плохим идеям, которые по ошибке прижились у некоторых людей.

В книге «Чаша и клинок» Райан Эйслер предположила, что некоторые люди, жившие на Ближнем Востоке тысячи лет назад, выбрали идею «власти над» или «модель доминанта» в противовес универсальной на тот момент «власти вместе» или «модели партнёрства».

Остальное — кровавая история. Точно так же Дэниел Куинн в своей книге «Измаил» объяснил судьбоносный переход нашего вида к одомашниванию животных, а затем к сельскому хозяйству и войне возвышением «берущих» над «отдающими». Но почему эти опасные идеи и поведение получили распространение? Почему там, почему тогда? Предположительно, эти люди сбились с пути по собственной воле.

Нет, на мой взгляд, всё это было неизбежно. Как только это произошло, то почти наверняка последовало за этим. Учитывая способности нашего вида к языкам и изготовлению орудий труда, а также некоторую помощь со стороны стабилизировавшегося климата, можно было с уверенностью сказать, что мы, люди, будем занимать всё больше и больше территории.

Затем, когда племена начали сталкиваться друг с другом и конкурировать за лучшие места для охоты, стало неизбежным, что, по крайней мере в некоторых местах, оружие станет более совершенным, а группы — более крупными и иерархичными.

Затем самые крупные группы с лучшим оружием замочили остальных. Добавьте сюда капитализм (который сам по себе является результатом определённой причинно-следственной связи) и ископаемое топливо, и вскоре мы получим перенаселение, массовый кризис, связанный с токсичными химикатами, и изменение климата. Для всего этого не нужны были «плохие» люди. Всё, что требовалось, — это «хорошие» люди, реагирующие на необходимость с помощью мышления, сформированного прошлым опытом.

Самая известная недавняя книга, продвигающая идею свободы воли в обществе, — «Рассвет всего» Дэвида Гребера и Дэвида Венгроу (кстати, все три книги, которые я только что упомянул, — Эйслера, Куинна и Гребера/Венгроу — стоят того, чтобы их прочитать, и в них есть несколько отличных моментов).

Предположение о том, что у нас есть свобода воли — как на индивидуальном, так и на общественном уровне, — пронизывает каждую страницу «Рассвета». Мы можем выбрать иерархию или эгалитаризм. Мы можем выбрать демократию или тиранию. Мы можем решить, хотим ли мы рабства или нет. Общая форма общества полностью изменчива; мы сами принимаем решения.

Это заманчивая идея. Но «Рассвет» подвергся критике со стороны нескольких рецензентов-экспертов за игнорирование ключевых доказательств и неправильное обращение со многими доказательствами, на которые ссылаются авторы.

В частности, Гребер и Венгроу утверждают, что рост экономического неравенства в ранних человеческих обществах был, по сути, просто выбором одних людей, которые хотели воспользоваться преимуществами других, в то время как доказательства говорят о том, что неравенство возникло в результате межгрупповой конкуренции по мере того, как люди осваивали всё больше территорий, то есть неравенство возникло как решение проблем и было обусловлено обстоятельствами.

По дате
По рейтингу
Аватар пользователя
Просветленный
3нед

Могут подавлять волю людей что бы не дать что то сделать

Аватар пользователя
Просветленный
3нед

Свобода воли или отсутствие её - это одна из бесчисленных дуальностей противоположений нашего несовершенного, физического плана Вселенной.

Можно привести приблизительную аналогию сравнения.

Свобода воли самого элементального атома, низшего плана, близка к нулю.

Свобода Воли высочайшего разумного Существа, близкого к Абсолюту, стремится к бесконечности.

Все остальные единицы сознаний, разумов, находятся между этих крайностей.

Что касается человека, то он живёт среди множества познанных и не познанных Законов Вселенной.

У нас есть миллион, закрепощающих нас факторов, с прошлых воплощений (карма, негативные результаты) и с нынешнего (предрассудки, шаблоны, ограничения).

С другой стороны, у нас есть свободная воля выбора, каждое мгновение.

В "коридоре" судьбы, созданном нами же, из закрепощающих нас факторов фатума, мы можем менять события, вероятность которых достаточно велика (слабо, их закрепощение в Мотивациях из тонких миров Мысли и Духа).

Конечно, свобода воли даёт нам шанс "сломать", преодолеть, изменить и мощную "крепость" фатума (неизбежности события), но вероятность этого очень мала.

Такие "стены" взламывает решительность, подвиг, отсутствие страха.

Так каждый, меняет ширину "коридора" своей судьбы.

Бесчисленные единицы меньших разумов, на этапах роста своего сознания, могут хотеть и делать всё, что угодно, но Мощь, Энергия изначальной Причины, Замысла, с помощью Мудрейших Законов, Ненавязчиво направляют любое существо и разумное и неразумное к конечному результату.

Все временные отклонения, несовершенства, шаги назад, усредняются в череде бесчисленных лет.

Поэтому в Мистериях Тайных знаний, испокон веков прописаны все этапы чередования циклов, юг, кальп, которые проходят все Тела Солнечной Системы и царства Земли.

И даже временные неудачи и затруднения не сбивают несовершенные миры со Столбового Пути.

И Путь этот — к Свету, к Богу.

Глобальные Законы циклов и ритмов пульсации Вселенной, в основе своей, определяют, в общих чертах, отдалённые последствия своего действия.

Но каждое мгновение, каждое самосознательное существо во Вселенной, вмешивается в создаваемую реальность, чуть изменяя её.

Поэтому, в промежутках бесконечности, может быть создан и разрушен любой, конкретный мир.

Но, в перспективе бесконечности, циклы повторяются на новых витках спирали эволюции, и мудрость законов, всё равно разворачивает любое существование на путь Света.

С другой стороны, чем ближе, планируемое Законами событие, тем с большей вероятностью оно может осуществиться, и тем бОльшее противодействие, может его предотвратить.


Аватар пользователя
Искусственный Интеллект
3нед

Спасают мир другие люди, а не мы!

Аватар пользователя
Мудрец
3нед

Вы обещали прислать ко мне ваших "подчиненных". Где они? Заждался. У меня всё готово к встрече дорогих гостей.

Аватар пользователя
Новичок
3нед

Свобода воли — миф? Если наши решения заранее предопределены генами и окружением, может ли человечество по-настоящему изменить мир? 🌍 Роберт Сапольски говорит, что осознание этого — ключ к настоящим переменам. Вместо борьбы с собой нужно менять систему, создавать условия, где правильное поведение становится легким и естественным. 💡 Только так мы можем по-настоящему спасти планету и себя.