Пиво имеет многотысячелетнюю историю. Первые упоминания о нем относятся к 7000 г. до н. э. Рецепты такого напитка были высечены на камне, найденном в Двуречье - районе проживания шумеров (одного из древних народов, населявших Месопотамию) - на территории между реками Тигр и Евфрат. В 1935 году американскими археологами были найдены в Месопотамии глиняные дощечки, которым по крайней мере 6 тыс. лет. На них изображены два человека в процессе работы у пивоваренного котла. У шумеров была даже поговорка: "Не знать пива - не знать радости".
Известный немецкий археолог Е. Хубер писал в своей "Истории Месопотамии": "Я нашёл убедительную клинопись в храмовом инвентаре третьего тысячелетия до нашей эры. Там содержались прелюбопытные рецепты изготовления шумерского пива. " Хуберу удалось установить не менее 15 сортов пива. Он смог составить из разрозненных изображений 23 сцены, довольно полно показывающие процесс приготовления пива.
Процесс пивоварения был примерно таким же, как в наши дни. Из солода вырабатывался пивной хлеб, баппир, который потом крошили, опускали в бочку, заливали водой и квасили. Полученную массу процеживали и приправляли. Пилось пиво через специальные тростниковые трубочки, чтобы нерастворившиеся плевел и зёрна не попадали в пищевод пьющего.
Древние народы, населявшие Месопотамию - шумеры, вавилоняне, ассирийцы - знали более 70 сортов пива, имевших разные названия в зависимости от вкуса, цвета и других свойств. Было сладкое пиво, которое якобы любили женщины, тёмное и светлое. Пили пиво с названием "хорошее", "очень хорошее" и с другими названиями. Наиболее распространённым в Месопотамии было тёмное пиво, довольно густое с осадком, умеренно игристое с небольшим содержанием алкоголя, запахом кисловатого солода и освежающим кисловатым вкусом. Сдобренное пряностями, пиво было более или менее горьким, в зависимости от использованных трав.
У шумеров была покровительница пивоварения Нинкаси, что в переводе означает: "Ты, которая так щедро напоила меня". Ей посвящён "Гимн Нинкаси"- древняя поэма, датируемая 1800 г. до н. э. Пиво пили простой народ и знать. Оно подносилось богам, служило предметом торговли и в качестве уплаты натурой. Шумеры освобождали пивоваров от военной службы. В ассирийской и вавилонской империях роль солодарей и пивоваров значительно возросла. Так же, как другие ремесленники, они объединялись в цехи и имели различные обязанности по отношению к богам.
В Вавилоне, возникшем на территории шумерской цивилизации, правила изготовления и продажи пива отражены в знаменитом своде законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) , являющемся наиболее значительным юридическим памятником Др. Востока. "Судебник Хаммурапи" - большой каменный столб с высеченными надписями, найденный на месте древнего города Сузы (хранится в Лувре) , предусматривал. в частности, суровые наказания пивоварам, разбавлявшим пиво водой. Виновным предоставлялась право выбора: либо быть утопленным в бочке с испорченным пивом, либо пить его, пока не упадут замертво. Строго карались спекуляция и фальсификация. Например, если пивоварка или кабачники нарушали нормы назначения цен, их штрафовали или топили в реке (в Вавилоне пиво варили женщины) . Прославилась в Вавилоне женщина-пивовар Кубаба, которая основала город Киш, где вдоволь варили пива. Задушевно пел о пиве неизвестный поэт эпохи царя Шу- Суэна, третьей династии Ура: "Пусть станет око бочки нашим оком, пусть станет сердце бочки нашим сердцем! " К 722-705 гг. до н. э. относится изображение во дворце ассирийского царя Саргона 2 в Дур-Шаррукин, нынешнем Хорсабаде в 20 км севернее города Мосул в Ираке. Объединение пивоваров в союз подтверждается и в более позднее время, в царствование царя Небукаднезара (605-562 гг. до н. э.) . Пивовары поклонялись богу Ану, но молитвы возносили к высшему покровителю, богу Марцуку.
http://www.pivospb.ru/history_beer.php