Ирина Робертовна Махракова
Высший разум
(3921586)
14 лет назад
Вот отрывок из статьи И. Скворцова (http://www.nomad.su/?a=14-200409290101)
"Практически все виды традиционных ремесел казахов, возникших испокон века и прошедших по всем перипетиям истории, задействованы в обстановке и декоре внутреннего убранства юрты. Здесь соревнуются друг с другом красочное многоцветье орнаментальных узоров, фактурное и пластическое богатство резьбы по дереву, вышивки, войлочных ковров, чиевых циновок, изделий из кожи и металла. Тем самым создается неповторимая полифония цвета и линий казахского жилища. Растительные узоры текеметов – постилочных войлочных ковров, абстрактные, космогонические орнаменты баскуров – тканых, узорных лент, опоясывающих по внутреннему периметру юрту, украшенная замысловатой резьбой и инкрустацией мебель отражают представления казаха-кочевника об устройстве и красоте мира, в котором он живет. Здесь оживают отголоски языческих культов солнца и неба, небесных светил, представления о цикличной смене времен, узнаваемой в обобщенных символах орнамента растительного и животного мира степи.
Одним из основных (как философскому, так и конструктивному значению) символов юрты становится круг. Разнообразие диапазона употреблений круга в юрте начинается с его внешней куполообразной формы. Затем бесчисленные круги конструкции, подчеркнутые кругом баскура, множатся в розетках сырмаков и текеметов, в золотых спиралях ковров, круглятся в узорах посуды, кроватей, шкафчиков и сундуков. И, достигая в итоге главного круга юрты – шанырака – открытого отверстия в куполе юрты, все вместе возносится ввысь к синему небу.
Шанырак во все времена был емким символом, включающим представления о жизни человека и мироздании, о преемственности поколений, единстве времен и гармонии жизни. Передававшийся из поколения в поколение шанырак олицетворял продолжение рода, покровительство ушедших, но дорогих сердцу предков, благосклонность небесных светил. Шанырак свят для казаха".
А это из статьи на сайте http://diapazon.kz/uralsk/uralsk-theme-of-the-day/648-Uralskie-yurti-sobirayut-oralmani.html
"ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО ЮРТЫ
В центре юрты находится очаг, почитаемый как святое место, это расположение создавало тягу для огня и способствовало равномерному согреванию помещения.
Над костром устанавливали железный треножник для котла или «мосы» с крючком для подвешивания чайника.
Самая почетная часть юрты – тор – место, обладающее «наивысшей культурной ценностью». Жилое пространство у казахов делилось на мужскую (он жак, правую от тор) и женскую (сол жак, левую от тор) части. Если дома есть девушка, то справа от тор стоит ее шымылдык (занавеска). Шымылдык бывает двух цветов – синий и красный. Если красный шымылдык – за девушкой можно прислать сватов, а синий – у нее уже есть жених.
Весь пол юрты (земля), кроме места для очага, застилался кошмой.
За очагом у стенки юрты ставили особую деревянную подставку, на ней – сундуки, кошомные футляры, тюки с запасной одеждой и другими вещами, сверху укладывали одеяла, подушки и т. д.
Пространство возле входа – босага – предназначалось для хозяйственных целей. Направо от входа – женская половина, тут размещали пищевые припасы, посуду, на стенке развешивали вяленое мясо, здесь же стоял кожаный сосуд для кумыса, шкафчик для самых ценных продуктов: чая, сахара, сладостей. Слева от дверей размещали вещи, связанные с мужской работой: седла, оружие и др.
По обе стороны от двери – постели хозяев юрты: справа – старших, а слева – младших членов семьи. На ночь постели расстилали, а днем свертывали и укладывали у стенки. Довольно распространены деревянные кровати производства казахских ремесленников.
Постель завешивали пологом из красной ткани. За постелью висел настенный ковер из орнаментированной кошмы или вышитой ткани, нашитой на войлок".
Ещё читайте
[ссылка появится после проверки модератором]