Ильдар
Гуру
(2658)
15 лет назад
Улитка, ползущая по склону Фудзи, символизирует путь познания. Медленный и нелегкий, но неудержимый путь вверх.
Но, есть это "но" - а что там, наверху?
Тем более, что след от неё, от улитки, появился через 9 минут после первого моего упоминания о ней. Блажен не знающий, блажен не видящий.
Да, я об улитке. И о Басё.
"Год за годом все то же:
Обезьяна толпу потешает
В маске обезьяны. "
Вам нравится Басё? Хорошо, тогда мы попробуем собрать камни для того чудного сада, который так никогда и не построим. Ведь камней может и не хватить. Или улитки унесут их на своих медузных плечах ( причём, думаю, достаточно быстро) .
Или, всё же, обезьяны. Они проказливы и игривы. Они падки на сладкое, но совершенно не учатся на ошибках.
А впрочем:
- Приехали! Колхоз "Светлый путь! "
- Какой светлый? Не видно ж ничего!
А при чём здесь Басё? Так звали.. .
Или нет, лучше так:
Вот графоманы опять же. Пачками. Вёдрами. Метрами. Рулонами.
Они предложат сигарету. Потом жизнь. Сигарету можешь взять, а вот от жизни придется отказаться.
Потому, что как раз на две сигареты и хватает терпения. А жизнь.. . Спросите у улитки. Она посоветуется с обезьяной и скажет.
А вот тут некоторые в Случай верят. Надо же - так за долгую цепочку пепел-мирское-мирское-пепел и не поняли, что всё предределено. Случайностей не бывает. Блажен, кто верует. И юноши тем паче.
Вообще, по наивности полагала, что симптоматика, страсть к "загонянию всех в рамки" (хорошо, хоть не в деревянные оклады и не в позолоченные ризы) - не присуща-таки людям без бюрократичских замашек. Ан нет - Мухтар постарается.. . Постарался.
И ещё, к слову, я не люблю негров. Ведь негры едят людей! Люди их национальная пища!
А я питаюсь сегодня Сенагон. Басё - на завтрак. Тут не до жиру ( не до графоманства) -
- Что это они делают?
- Хлеб делят.. . или морды бьют!
- Неет.. . Танцы танцуют!
Славно повеселились.
А улитка.. . Что с ней будет-то? Тем более, что она там совершенно случайно. Главное, чтоб тихо-тихо...
нина дюк сучка из рода швондеров
Знаток
(400)
15 лет назад
Для того, чтобы не попасть в котел.. .
かたつぶりそろそろ登れ富士の山
Улитка,
Ползи неспеша
По склону Фудзи
Кобаяси Исса
Обычно эти строки понимают прямолинейно: любой, даже самый трудный путь можно преодолеть, если беречь свои силы и медленно, целеустремлённо двигаться вперёд. Но, не всё так просто.
Строки про ползущую по склону Фудзи улитку Исса написал, совершая паломничество к святым местам. Самая высокая и наиболее почитаемая из всех горных вершин Японии — гора Фудзи — в представлении синтоизма является обиталищем богов. Буддисты тоже не обходят эту гору стороной, считая её вратами между небом и землёй. Паломничество на вершину Фудзи считалось столь же почётным делом, как путешествие в Мекку для мусульман, но два века назад гора ещё не была опутана сетью автомобильных дорог, путь до её вершины занимал несколько дней, и далеко не всякий японец мог успешно взобраться на неё. Поэтому при многих храмах содержали искусственно насыпанные горы, тоже наречённые "Фудзи", чтобы любой человек, взобравшийся на них, тоже мог удостоится благодати. Именно по такой искусственной горе и ползёт наша улитка. На это указывает то, что вместо обычного наименования вершины "Фудзи-сан" (富士山) Исса использует нестандартное "Фудзи-но-яма" (富士の山), что буквально можно перевести как "Фудзина гора".
Никогда нельзя принимать за чистую монету буквальный смысл японских хайку. За наивной жизнеутверждающей шелухой, может скрывается ирония на нравы эпохи. Впрочем, достаточно жалостливая ирония. Все люди имеют право на слабость, тем более в делах религии.
Другое хайку про улиток, коротко и метко озаглавленное "Ад".
夕月や鍋の中にて鳴田にし
Вечерняя луна.
В кипящем котле
Поют улитки.
Именно вечерняя луна, а не какая иная. Это особенно важно для судьбы улиток: ведь в котле готовится ужин. У улиток не будет завтрашнего дня. Пение их — шипение кипящей плоти внутри раковин. Но всё это осталось за границами стиха. Именно бархатным спокойствием обыденных слов, безмятежностью сцены под вечерней луной Исса передал самый настоящий ад. Ведь по представлению японцев после смерти душу человека ждёт реинкарнация. Кто-то из нас после смерти может превратиться в улиток, и ад ему будет уготовлен не в каком-то абстрактном подземелье, а в том же самом мире, где мы находимся сейчас. "Такова жизнь: мы должны убивать других, чтобы выжить. Ещё хуже, что бойню мы часто называем пиром". (Синдзи Огава)