Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискСмотриComboВсе проекты
Лидеры категории
Gentleman Gentleman
Искусственный Интеллект
[vs] [vs]
Просветленный
Елена Елена
Мудрец
Г Е Мария Д. Abram Pupkin Тигр •••

Интересно, когда людей стали мерить шапками? Как появилось выражение «По Сеньке шапка»?

Тамара Скворцова Просветленный (35057), закрыт 11 лет назад
Дополнен 11 лет назад
Огромное спасибо всем за очень интересные ответы!

Надеюсь, мой выбор ЛО никого не обидит.
Лучший ответ
Виктория Гений (67733) 11 лет назад
Тамара СкворцоваПросветленный (35057) 11 лет назад
Вика, спасибо огромное!
Ваш ответ, как обычно, вне конкуренции.
Это Вам:
Виктория Гений (67733) Огромное спасибо Вам за потрясающий вопрос, отвечать на который было одно удовольствие.
АртVМастер (1133) 11 лет назад
Рада познавательному ответу, Виктория, очень интересный ответ, добавлю, что и я носила летом в беременности роскошную шляпу с широкими полями, мне врач посоветовал так беречь себя и ребенка от солнечной радиации.
Виктория Гений (67733) Спасибо, Laura за пример из личной жизни, действительно интересный факт. Очень рада Вашему возвращению.
Ксения Ш.™Мудрец (11197) 10 лет назад
Викушенька потрясающий ответ и очень интересный!
Виктория Гений (67733) Огромное спасибо, Ксюшенька!
Остальные ответы
Gak Мастер (1585) 11 лет назад
Чой то я не понял - мерить мирить или мерять.
=== Просветленный (26567) 11 лет назад
когда иностранцы сувениры начали скупать...
Марина Сахарова Оракул (62797) 11 лет назад
Видимо, давно. На воре они горят, а некоторых ими закидали. Да, по ней еще и получить можно.
Jelena Dubovska Ученик (128) 11 лет назад
"Одним из главных элементов костюма с древности являлся головной убор. Кроме своего главного назначения — сохранять голову в тепле, он выполнял ритуальную и различительную функции. Не нарушая традиций общества, человек стремился хоть чем-то выделить себя внешне. На Руси шапка больше, чем какой-либо другой предмет одежды, свидетельствовала о принадлежности человека к тому или иному сословию. Возможно, в те времена и появилась поговорка «По Сеньке и шапка» . По тому, что носила на своей голове женщина, можно было определить её возраст — совершеннолетняя или нет, замужем или просватана, в какой местности проживает. "
"По Сеньке и шапка
Знатность рода бояр в старой Руси можно было легко установить по высоте их меховых «горлатных» (горлатными они назывались потому, что мех для них брался с горла убитого зверя) шапок. Чем знатней и сановней был вельможа, тем выше вздымалась над его головой такая шапка.
Простой народ не имел права (да и средств) на ношение этих роскошных шапок из куньего, бобрового или собольего меха. Отсюда и родились пословицы: «По Сеньке и шапка» или «По Ерёме и колпак» , то есть: каждому честь по заслугам. "
Ольга Осипова Искусственный Интеллект (117523) 11 лет назад
Одним из главных элементов костюма с древности являлся головной убор. Кроме своего главного назначения — сохранять голову в тепле, он выполнял ритуальную и различительную функции. Не нарушая традиций общества, человек стремился хоть чем-то выделить себя внешне. На Руси шапка больше, чем какой-либо другой предмет одежды, свидетельствовала о принадлежности человека к тому или иному сословию. Возможно, в те времена и появилась поговорка «По Сеньке и шапка» . По тому, что носила на своей голове женщина, можно было определить её возраст — совершеннолетняя или нет, замужем или просватана, в какой местности проживает.

Вообще же обычай прикрывать волосы пришёл к нам из глубокой древности. Именно тогда родилась идея, что волосы являются вместилищем магической жизненной силы. Поэтому, когда рождался ребёнок, его старались не стричь хотя бы до года. Это было связано с народным поверьем: «До года стричь — язык отрезать» . Молодые родители считали, что от густоты волос напрямую зависит ум ребёнка, который в этих волосах и собирался.

[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
Аина Мудрец (18642) 11 лет назад
Знатность рода бояр в старой Руси можно было легко установить по высоте их меховых «горлатных» (горлатными они назывались потому, что мех для них брался с горла убитого зверя) шапок. Чем знатней и сановней был вельможа, тем выше вздымалась над его головой такая шапка.

Простой народ не имел права (да и средств) на ношение этих роскошных шапок из куньего, бобрового или собольего меха. Отсюда и родились пословицы: «По Сеньке и шапка» или «По Ерёме и колпак» , то есть: каждому честь по заслу­гам.
Источник: Интернет
Уженок Гений (68285) 11 лет назад
Одним из главных элементов костюма с древности являлся головной убор. Кроме своего главного назначения — сохранять голову в тепле, он выполнял ритуальную и различительную функции. Не нарушая традиций общества, человек стремился хоть чем-то выделить себя внешне. На Руси шапка больше, чем какой-либо другой предмет одежды, свидетельствовала о принадлежности человека к тому или иному сословию. Возможно, в те времена и появилась поговорка «По Сеньке и шапка» .


Основу мужской шапки составлял колпак остроконечной или сферической формы со слегка отстающим околышем — ободком, облегающим голову. Привилегией знати являлись шапки из бархата с ценным мехом.

Все русские мужские шапки делились на нескольких видов. «У простых граждан летом шапки из белого войлока, а зимою из сукна, подбитые мехом» , — отмечал Олеарий. Эти шапки и назывались колпак, хотя само название появилось только в XVII в. , до этого шапки были валяные и назывались валёнками.

Люди состоятельные шили шапки из тонкого сукна или бархата, а богатые — из парчи или атласа с пристёгнутым околышем, унизанным жемчугом; московские щёголи могли добавить к этому ещё и золотые пуговицы.

Мурмолка была разновидностью колпака — четырёхугольная, низкой формы, верх у которой был суконный, ярко-вишнёвого, зелёного или чёрного цвета, а основная часть изготавливалась из дорогой ткани, парчи или бархата. Такие головные уборы предпочитали носить бояре, купцы и дьяки.


Ещё один вид шапки — грешневик (гречник) пришёл на Русь от монголо-татар в конце XIII в. Шился он из поярка — шерсти, состриженной с молодой овцы-ярки, а своё название получил от схожести с пирогом из гречневой муки. В XIX в. гречник станет излюбленным головным убором московских извозчиков.


Зимой крестьяне носили овчинные шапки разных фасонов — малахаи и треухи. Малахай имел четыре лопасти: две из них закрывали лоб и затылок, а другие две — уши и щёки, они были длинными и могли обматываться вокруг шеи, завязываясь на затылке. Треух — «три уха» , напоминал современную шапку-ушанку с опускающимся задком.
Третьим видом мужских шапок являлась тафья, или скуфья, небольшая мягкая шапочка, наподобие тюбетейки, прикрывавшая только макушку, расшитая шёлком или золотыми нитями. В частности, царь Иван Грозный ходил в ней в церковь, чего не одобрял митрополит Филипп.

И вот ещё одна разновидность: «у князей и бояр или их государственных советников во время публичных заседаний надеты шапки из чёрного лисьего или собольего меха, длиною в локоть» . Их называли горлатными. Эти шапки носили как символ богатства, достатка и родовитости. Обычно боярин сначала надевал тафью, затем колпак, а на него уже горлатную шапку.

Головные уборы царей особо поражали иностранцев своим богатством и великолепием.
Одним из самых знаменитых царских головных уборов, символом самодержавия, является «шапка Мономаха» ,

золотая филигранная остроконечная шапка среднеазиатской работы с собольей опушкой, украшенная драгоценными камнями и крестом.
Просто ЗАРЯНА Оракул (52426) 4 года назад
На Руси именно шапка показывала принадлежность человека к тому или иному сословию. Раньше Сенькой называли дворянина, который заседает в сенате, вот он и должен был носить шапку в соответствии со своим сословием. Простые люди обычно носили колпаки, именно поэтому существует аналог поговорки «По Сеньке шапка», в котором говорится, что «по Ереме и колпак».
Дмитрий Донской Ученик (132) 3 года назад
В современной интерпретации, кстати сказать, поговорка будет звучать так - "По террористу - балаклава, по пилоту - гермошлем"
Похожие вопросы
Также спрашивают