Аннушка, Аннушка, Аннушка-подружка,
Сколько мы с тобою провели минут!
Дорогая Аннушка, ты уже старушка,
С каждым днём короче твой маршрут.. .
Известно, что "Аннушкой" москвичи любовно назвали трамвай, возивший пассажиров по Бульварному кольцу, Москворецкой и Кремлевский набережным. Датой его рождения считают 29 декабря 1911 года. Маршрут красного трамвайчика охватывал центр городской жизни – Москву купеческую, боярскую, дворянскую, пролегал через известные столичные театры и кинотеатры. У «Аннушки» даже появилось прозвище «театральная» .

Так выглядел один из первых трамваев "Аннушка"

Из "Повести о жизни" Константина Георгиевича Паустовского, в юности работавшего кондуктором на московском трамвае:
«Мы предпочитали работать на "серебряной" линии "А"- на Бульварном кольце. Эту линию москвичи называли ласково "Аннушкой". Линия "А" была нарядная, театральная и магазинная. По ней ходили только моторные вагоны, и пассажир был иной, чем на линии "Б", - интеллигентный и чиновный. Расплачивался такой пассажир обыкновенно серебром и бумажками.
За десятилетия маршрут много раз менялся, его отменяли и восстанавливали. Началась же история "Аннушки" с кольцевого маршрута, проходившего по всему Бульварному кольцу (именно с тех пор и называемому кольцом А) от Яузских ворот до Пречистенских ворот и замыкавшегося по Пречистенской, Кремлёвской и Москворецкой набережным. В таком виде она просуществовала до 1936 года, когда были сняты рельсы на набережных у Кремля. Ещё пару лет "Аннушка" оставалась кольцевым маршрутом, использовавшим объездные пути через Болото и Балчуг, но потом началась реконструкция мостов через Москву-реку и кольцо разорвалось - конечными пунктами стали Павелецкий вокзал и станция метро "Дворец Советов" (ныне "Кропоткинская").
Вот один из вариантов раскраски "Аннушки", в котором возрождена классическая цветовая схема московских трамвайных вагонов:

А вот так сейчас выглядит трамвай-трактир "Аннушка":

Уже многие десятилетия "Аннушка" лишена большей части своей исторической трассы, и уже не проходит ни мимо Пушкина, ни мимо Гоголя - сегодня лишь вдоль трёх из десяти бульваров, составляющих московское Бульварное кольцо, ещё блестят рельсы. Может быть, когда-нибудь Москва вернёт трамвай на остальные бульвары, или хотя бы на некоторые из них - ведь по существующим нормативам лишь трамвай может работать на крутом спуске Рождественского бульвара, недаром здесь после закрытия линии в 1971 году так и не было организовано заменяющих маршрутов общественного транспорта. Впрочем, верится в это с трудом, но пример таких европейских городов, как Вена, Прага, Берлин, Варшава (впрочем, всех не перечислишь) , успешно эксплуатирующих трамвай на тесных улочках центра и в пешеходных зонах, куда другому транспорту въезд заказан, может оказаться поучительным.