Здравствуйте!
Измерения скорости и направления ветра - важнейших метеорологических параметров у поверхности Земли, производят с незапамятных времён. Ещё у Аристотеля (350 лет до н. э. ) встречаются в труде "Метеорологика" соображения о методах измерения ветра и мысли о том, что ветры с севера чаще всего несут холода, а с юга - тепло.
Но хозяйственная задача измерения скорости и направления ветра практически встала на повестку дня при появления парусного флота, когда от направления и скорости ветра зависела точность манёвров парусников, в особенности при заходах в бухты портов и выходов из них, чтобы избежать столкновений судов при маневрах на малом пространстве и "наездов" на причал, что довольно часто встречалось и приводило даже к жертвам и трагедиям, описанным в старинных морских рассказах писателей различных морских держав мира. Поэтому ещё вначале 17 века отставной капитан Британских королевских морских вооружённых сил Вильд и придумал устройство ФЛЮГЕРА, который и вошёл под его именем в мировую историю метеоизмерений (см. рис слева) . На штыре легко вращается на оси трубка, к которой прикреплены снаружи противовес и "флюгарка" (расширенные крылья) , поворачивающаяся штырём всегда навстречу ветру, а прикреплённая сверху легкая висящая дощечка, связанная с трубкой, всегда ориентированная против ветра, а зависимости от скорости ветра отклоняется на угол в зависимости от скорости ветрового потока. По положению штыря по азимутам горизонта (по прикреплённым снизу штырям) определяют направление ветра ("откуда")
Интересно, что градуировал измеритель скорости ветра Вильд на бричке с установленной на нём дощечкой, гоняя лошадь на разной скорости по прямой на размеченном участке дороги в безветренную погоду, и засекая по секундомеру пройденный путь! И его измерения для установки стержней разметки скорости, действительны и по сей день!
Флюгеры устанавливаются на высоте не менее 10 м на открытом участке поверхности, и их до сих пор можно встретить как на метеостанциях, так и просто на столбах в разных местах!
Но в настоящее время на метеорологической сети произошла замена флюгеров на более совершенные электрические измерители - Анеморумбометры. Эти приборы дистанционного действия и в них электронные измерения скорости и направления передаются по кабелю к регистратору (см рис.) . Если анеморумбометр подключить к электронному записывающему прибору, то такое устройство будет называться «анеморумбограф» («графо» - пишу) который будет автоматически записывать скорость и направление ветра.
Для ряда задач применяются и анемометры - приборы для сверхточного измерения скорости воздушного потока - Анемометры ручные (механические и электрические) .
Перевод различных единиц скоростей из одних в другие, см. а моём ответе на вопрос:
http://otvet.mail.ru/question/11829569/Для измерения поля ветра по целому большому пространству (например по району аэродрома) применяются специальные Радары (см) которые работают по принципу Доплеровского отражения от тепловых неоднородностей смещающихся масс воздуха и дают целую картину воздушных потоков (см) как по горизонтали, так и по вертикали.
И конечно, в современной Дистанционной метеостанции (см) кроме комплекса датчиков температуры, давления и влажности, обязательно имеется Анеморумбометр. На базе таких станций устроены и автономные автоматические метеостанции (АМС) , передающие ценные данные из труднодоступных и малообжитых районов, "сбрасывая" данные в метеоцентры через спутники.
Всего Вам доброго.