Top.Mail.Ru
Ответы

Как различить переходный и непереходный глагол?

По дате
По рейтингу
Аватар пользователя
Новичок
16лет

Глаголы переходные и непереходные

Различаются глаголы переходные и непереходные.

Переходные глаголы обозначают действие, которое прямо направлено на предмет. Они могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога, отвечающее на вопрос кого? '/что? ', писать статью, вязать свитер, петь песню.

Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже без предлога:

1) если есть отрицательная частица не перед переходным глаголом: понял задачу — не понял задачи; читал роман — не читал романа; терять время — не терять времени;

2) если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил воду (всю воду, о которой идёт речь) — выпил воды (часть) , принести дрова — принести дров.

При определении переходности/непереходности глаголов необходимо учитывать и значение существительного в форме винительного падежа — оно должно называть объ­ект действия. Ср. : простоять час (в очереди) или жить неделю (на море) , где глаголы не являются переходными, хотя после них и стоят существительные в винительном падеже без предлога: Всю ночь (В. п. со значением времени, а не объекта) гремел (глагол непереходный) овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью (А. Фет) .

Глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения, являются непереходными: заниматься (чем? ) спортом, разбираться (в чём? ) в музыке, отказаться (от чего? ) от помощи.

Примечание. Переходность/непереходность тесно связана с лексическим значение глагола: в одном значении глагол может быть переходным, а в другом — непереходным. Ср. : Я говорю правду (говорю — «высказываю» — переходный глагол) . Ребёнок уже говорит (говорит — «разговаривает» — непереходный глагол) ; Завтра я поеду од­на, буду учить (непереходный глагол) в школе и всю свою жизнь от­дам тем, кому она, может быть, нужна (А. Чехов) ; учить уроки (переходный глагол).

Источник: <noindex><a rel="nofollow" href="http://www.traktat.com/language/book/glagol/gper.php" target="_blank">http://www.traktat.com/language/book/glagol/gper.php</a></noindex>
Аватар пользователя
Ученик
16лет

Переходный глагол управляет зависимым существительным в Винительном падеже без предлога (например, нарисовать (кого? что? ) картину) , а непереходный, соответственно, не подчиняется этому условию (например, плыть в море)

Аватар пользователя
Просветленный
16лет

Переходный глагол требует винительного падежа ( кого? что? ) без предлога, например: смотреть фильм, любить человека Иногда после переходного глагола используется не вин. , а род. падеж, когда действие переходить на часть предмета: выпить воды. Все другие глаголы непереходные.

Аватар пользователя
Ученик
9лет

Глаголы, что сочетаются с существительными, местоимениями и числительными в винительном падеже и БЕЗ ПРЕДЛОГА называются ПЕРЕХОДНЫМИ. А остальные - НЕ ПЕРЕХОДНЫМИ.

Аватар пользователя
Знаток
9лет

1)
Переходные глаголы обозначают действие, которое прямо направлено на предмет. Они могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога, отвечающее на вопрос кого? '/что? ', писать статью, вязать свитер, петь песню.
Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже без предлога:
1) если есть отрицательная частица не перед переходным глаголом: понял задачу — не понял задачи; читал роман — не читал романа; терять время — не терять времени;
2) если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил воду (всю воду, о которой идёт речь) — выпил воды (часть) , принести дрова — принести дров.

Глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения, являются непереходными: заниматься (чем? ) спортом, разбираться (в чём? ) в музыке, отказаться (от чего? ) от помощи.
2)
к переходным глаголам можно подставить существительное в винительном падеже. обсуждать (что?) задачу. это переходный а допустие если глагол думать тогда не получится подставить сущ в винит. падеже. это непереходный