Даня
Ученик
(142)
15 лет назад
Состав темперы на яичном желтке (в частях по объему) .
Яичный желток 3
Уксусная кислота 2%-ная 2
Карболовая кислота 3%-ная 2
Пигменты по потребности
Способ приготовления. Желток смешивают с раствором уксусной кислоты и разбавляют раствором карболовой кислоты. Приготовленное связующее хранят в герметически закрываемой посуде. Сухие пигменты затирают на связующем до пастообразного состояния и разбавляют до рабочей вязкости этим же составом.
Состав темперы на цельном яйце (в частях по объему) .
Цельное яйцо (желток и белок) 2
Натуральная олифа 1
Уксусная кислота 3%-ная 1
Пигменты по потребности
Способ приготовления. Желток и белок тщательно смешивают, вводят олифу и перемешивают до получения эмульсии, которую разбавляют раствором уксусной кислоты. Хранят в герметически закрываемой посуде. Перед употреблением процеживают через марлю для удаления комочков белка. Пигменты затирают до пастообразного состояния и разбавляют до рабочей вязкости этим же составом.
При приготовлении составов для темперы на яичном связующем из-за кислотной реакции не применяют стальную посуду и инструменты (ножи, шпатели и др.) .
Состав темперы на казеине.
Казеин кислотный сухой 150г
Вода 1л
Нашатырный спирт 25%-ный 15г
Канифольный лак 100 «Лак масляный светлый 800»
Пигменты по потребности
Способ приготовления. Замачивают казеин до разбухания, для ускорения подогревают на водяной бане до 60-70 оС. Сняв с водяной бани, вводят нашатырный спирт и перемешивают до полного растворения казеина. Отдельно смешивают канифольный лак с масляным и вливают малыми порциями в раствор клея, перемешивая состав до получения эмульсии. Пигменты затирают на эмульсии до пастообразного состояния и разбавляют до рабочей вязкости этой же эмульсией. Примесь канифоли нейтрализует избыток щелочи в составе.
Состав казеиново-восковой темперы.
Казеин сухой кислотный 150г
Вода 1л
Нашатырный спирт 25%-ный 15г
Воск пчелиный 20 «Олифа или лак масляный 200»
Пигменты по потребности
Способ приготовления. Казеиновый клей готовят по рецепту. Расплавляют в отдельной посуде воск и в расплав вливают небольшими порциями олифу или лак, тщательно перемешивая. Приготовленный масляно-восковой состав вливают в теплый раствор казеинового клея и перемешивают до получения эмульсии. Эмульсию с пигментами перемешивают так же, как и по рецепту.
При приготовлении составов для темперной росписи применяют следующие сухие пигменты: белила цинковые, охру светлую, темную и жженую, марсовые пигменты всех цветов, стронциановую желтую, сурик железный, мумию естественную, сиену натуральную и жженую, кобальт синий, голубой и зеленый, зелень изумрудную, окись хрома, перекись марганца, кость жженую, английскую красную, редоксоид, кадмий красный, умбру сырую и жженую, пигмент коричневый.
торговец черным деревом
Гуру
(4845)
15 лет назад
Современная темпера
Наиболее популярными по составу темперами нашего времени являются яичная, казеиновая и гумми-арабиковая.
Яичная темпера
Связующим веществом яичной темперы служит искусственная эмульсия, в состав которой входит яйцо, масло и масляный или скипидарный лак.
Темпера П.Кемерова
Яичного желтка....1 вес. часть
Масляного лака....1/4 вес.части
Льняного масла....1/8 вес.части
Макового масла....1/8 вес.части
Масла смешиваются с лаком и затем примешиваются к желтку. Для консервирования этой эмульсии берется 1 1/2 весовых части 1%-ного раствора карбола.
Темпера М.Дернера
Яйцо (желток и белок)....1 объем
Масла сырого или вареного....2/3 объема
Скипидарного лака....1/3 объема
Белок и желток смешиваются в однородную массу, процеживаются. После этого в них и добавляется смесь из лака с маслом. При введении В эмульсию сырого масла темпера долго остается растворимой в воде; с вареным же маслом в один день она делается нерастворимой. Для консервирования эмульсии берется 20%-ный раствор тимола, небольшое колличество камфары, гвоздичного масла.
Темпера(наиболее простой рецепт)
Яйцо (желток и белок)....1 (около 40 куб.см)
Вареного масла....1/2 вместимости яичной скорлупы
Винного или столового уксуса....1/2 вместимости яичной скорлупы
Составляя эмульсию, белок и желток яйца хорошо перемешивают и затем вводят по каплям масло.Затем также добавляют и уксус, который является консервирующим веществом.
Казеиновая темпера
Для составления казеинового раствора берем:
Казеина(в порошке)....50 г
Воды....250 куб.см
Буры (или соды(5 г), или углекислого аммония(5 г))....20 г
На 1 объем составленного таким образом казеинового раствора берется 2/3 объема масла и 1/3 объема мастичного или даммарового скипидарного лака. Порядок составления эмульсии обычный. Казеин смешивается с таким количеством воды, чтобы он хорошо разбух, и после этого приливается к нему 250 куб.см воды. Темпера эта не требует никаких добавочных консервирующих веществ, так как бура, сода...являются уже таковыми.
Гумми-арабиковая темпера
В основе ее растительный клей: гумми-арабик, декстрин или вишневый. Гумми-арабиковый раствор растительного клея имеет слабую эмульгирующую силу и потому при составлении эмульсии на 1 объем гумми-арабикового раствора берется не более 1/2 - 1/3 объема масла. Хорошо в нее ввести 1/12-1/15 часть объема глицерина.
Темпера А.Беклина
Вишневого клея в растворе....6/9 части
Копайского бальзама....1/9 части
Скипидара....1/9 части
Керосина....1/9 части
Копайский бальзам и эфирные масла соединяются вместе и затем по капле вводятся в клеевой раствор.
Приготовление красок
Краски, предназначаемые для приготовления темперы, лучше приобретать в виде тонких порошков; грубые же порошки перед смешиванием с эмульсией следует растирать с водою и в таком виде сохранять их. Пропорция между связующим веществом темперы и красками для каждой эмульсии своя. Так, например, то же количество белил требует одну часть гумми-арабиковой эмульсии и две части казеиновой. Краски, предназначенные для покрывания лаком, должны иметь большую плотность, чем предназначенные для матовой живописи. Связующего вещества лучше недоложить, чем переложить. Англичане Вам показали рецепт яичной темперы, где связующей основой для пигмента служит желток. Если Вы пигмент замесите на другой основе (скажем, на глютени), так же получится темпера...
Под "воском" я подразумевал глютень.
Глютень готовится...-в емкость крошится воск, добавляется скипидар и ставится в "горячую баню". Необходимо дождаться, пока воск полностью растворится в скипидаре. Остывшая глютень должна быть вязкой, нежидкой. В качестве красящего пигмента я люблю использовать старую акварель, иногда, сангину, сепию...Можно потереть в ступке камушки... Получается некое подобие известной воско-масляной темперы( которая продается в магазинах). Пластификатором иногда может служить хоз мыло(чуть). Мороки много. Зато меня такая темпера хорошо слушается.))