Матильда
Просветленный
(37380)
15 лет назад
Фа́ду (порт. fado от лат. fatum — судьба) — особый стиль традиционной португальской музыки. Её психолингвистическая характеристика описывается словом «саудады» (порт. saudade), в значении которого сочетаются понятия одиночества, ностальгии, грусти и любовного томления.
Жанр окончательно сформировался в начале XIX века в результате смешения традиционных греческих (например, лаика) , романских и арабских музыкальных вариантов под некоторым влиянием бразильской музыки. Фаду играет важную роль в национальной самоидентификации португальцев, так как проводит четкую грань между яркими и живыми испанскими ритмами, представляющими буйный и резкий испанский характер, и мягкой и меланхоличной душой португальского народа.
Существует два основных центра фаду: Лиссабон и Коимбра. Коимбрский стиль фаду неразрывно связан с академической традицией Коимбрского университета. Он имеет более утонченные мелодии и исполняется исключительно мужчинами. В Лиссабоне фаду исполняются в основном в так называемых домах фаду (порт. casa do fado), как мужчинами, так и женщинами. Королевой фаду считается Амалия Родригеш. Португальская исполнительница Мариза сделала многое для того, чтобы этот стиль нашел своего слушателя и в других странах мира.
Фаду - явление чисто португальское, лиссабонский блюз, городской романс, подобие нашей авторской песни, рожденное на городских окраинах.
Некоторые говорят, что музыка прибыла в Португалию, как танец из Африки в 19-ом столетии и была принята бедняками на улицах Лиссабона. Или возможно эта музыка началась в море как грустные, мелодичные песни, навеянные от катящихся волн тоскующим по дому морякам и рыбакам.
Несмотря на ее происхождение, темы фаду остались постоянными: судьба, предательство, любовь, смерть и отчаяние. Типичный мотив таков: “Почему ты покинул меня, куда ты исчез? Я иду по улице, смотрю на каждое место, где мы были вместе, но Тебя нет. ” Это - грустная музыка, и цель протяжной народной песни не достигнута, если аудитория не доведена до слез.
К началу двадцатого столетия, протяжная народная песня стала атрибутом в каждодневной жизни рабочего класса Лиссабона. Она исполнялась для удовольствия, но также и для утешения от жизненных невзгод. Квалифицированные певцы, известные как фадистас, исполняли ее в конце дня и далеко за полночь. Протяжная народная песня была музыкой таверн и борделей и уличных углов в Альфаме и Мурарии, старых бедных кварталах Лиссабона. (Другое направление протяжной народной песни, фаду Коимбры, было распространено среди университетских студентов и профессоров. )
Протяжная народная песня обычно поется мужчинами или женщинами и сопровождается одной португальской гитарой и одной классической гитарой, которую в Португалии называют альтом. Эта песня достигла своей золотой эры в первой половине 20-ого столетия, когда португальская диктатура Салазара (1926-1968) вынудила исполнителей протяжной народной песни становиться профессиональными и организовала для них специальные заведения, где они могли петь свои песни (домы Фаду) .