КРИСТИНА.
Высший разум
(474868)
15 лет назад
Тютчев в этом лёгком, похожем на сам фонтан, восхищается этим необыкновенным чудом из воды.
Он просит свою спутницу тоже обратить внимание на фонтан, сравнивая его с живым сияющим облаком и говорит о нём, что он не льётся а клубится, рассыпаясь мельчайшим каскадом брызг, сравнивая с дымом. Взметнувши в высь, он "ниспасть на землю осуждён".
Тютчев в недоумении, как же всё это волшебство происходит? ! Какая сила, какой закон этот фонтан "стремит и метёт"?!
Как он жадно рвётся вверх, к небу, но вдруг какая-то незримая роковая ладонь разрезает и переломляет это сверкание солнечного луча в брызгах фонтана!
Здесь много литературных приёмов--эпитетов, метафор, сравнений.
GT
Гуру
(3415)
15 лет назад
тихотворение Ф. И. Тютчева «Фонтан» было написано в 1836 году. Его я могла бы отнести к философской лирике Тютчева. Творчески усвоивший философско-истетические идеи немецкий романтиков, учение Шеллинга о единой «мировой душе» , поэт был убежден, что она находит свое выражение как в природе, так и во внутренней жизни человека.
Природа и человек образуют в лирике Тютчева глубинное единство, граница между ними подвижна, проницаема. С этой точки постижение стихий природы есть созерцание самого себя в природе. Вот почему полна глубокого смысла двухчастная композиция сти-хотворения Тютчева «Фонтан» .
Первая часть – это игра фонтана, который «облаком живым» , клубится» . Он прекра-сен, велик и легок, он стремится коснуться «высоты заветной» , но «ниспасть на землю осужден» , как только коснулся неба. Стихия воды в образе фонтана – это всего лишь часть природы, а части не под силу постигнуть целое.
Вторая часть – это сопоставление водной стихии фонтана с водометом «смертной мысли» , который также рвется к небу, но «длань незримо-роковая» преломляет «луч» «неистощимого» «водомета» .
Так рождается тютчевское неприятие самоутверждения и своеволия личности, столь свойственное многим течениям романтичной литературы. Мнимое величье человеческой мысли – это всего лишь забава, созданная Высшим Началом. «Водомет» мысли подобен фонтану, созданному человеком для своей забавы.
Ирония поэта очевидна:
О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятет!
С обощенно-целостным взглядом на мир природы и человека связано отсутствие в стихотворении буднично-прозаических подробностей. Здесь присутствуют элементы оди-ческой традиции XVIII века, торжественной величавой речи. Однако эта традиция высту-пает у Тютчева в романтически преображенном виде, своеобразно скрещивается с харак-терной для немецкой романтической лирики формой фрагмента. Острота столкновения столь разнородных жанровых традиций в стихотворении «Фонтан» подчеркивает проти-воречивое сознание современного человека, многомерность и сложность бытия. Здесь мы наблюдаем ораторские, дидактические интонации, витийственно-пророческий пафос.
Неожиданны, непредсказуемы тютчевские эпитеты и метафоры, передающие игру природных сил воды и силы разума. Стихия фонтана уподобляется пламени: «пламенеет» , «влажный дым» , «лучом под-нявшись к небу» , «пылью огнецветной ниспасть» , «осужден» . Это очень напоминает и ис-торию об Икаре, и историю о Прометее. В стихотворении два раза повторяется слово «луч» . «Луч фонтана» и «луч» «смертной мысли» . Это сопоставление подчеркивает тщет-ность стремлений гордыни человека постигнуть Неба как Высшее Начало.
Заметим, что Истина предстает в образе длани, причем определение «незримо-роковое» подчеркивает неизбежность падения на землю, несмотря на упорство и жадность к постижению неба смертным лучом. Поэт объединят изображение природной стихии и трагическое раздумье о жизни че-ловека. Это придает стихотворению символически-философский смысл, а мысль Тютчева обретает выразительность, живую образную плоть. Водная стихия в стихотворении очеловечена, одухотворена. Она внутренне понятна и близка человеку. Словно живое, мыслящее существо она именно «живым» облаком клу-бится. Стихотворение обращено к читателю: «Смотри,...» . Автор выступает в роли учителя-провидца, который дает наглядный урок своим ученикам.
Первая часть – это созерцание примера из жизни природы. Вторая часть – это вывод и сопоставление о жизни человека. Мне очень понравилось стихотворение Ф. И. Тютчева «Фонтан» . Особенно хотелось бы отметить невиданную свободу мышления поэта, импровизационность, непосредствен-ность и естественность выражения чувств и мыслей.