В Древнем Египте школы возникли как семейный институт, а в дальнейшем они стали появляться при храмах, дворцах царей и вельмож.
Почти пять тысяч лет назад выпускниками школ становились сыновья правителей городов, чиновников высших рангов, жрецов, полководцев и самих авторитетных писцов-учителей. Около четырех тысяч лет назад окончание школы профессионального и высокого места уже не обеспечивало.
Писцы Шумера и Египта, ряда других древних стран нередко служили при храмах, но являлись светскими деятелями (редко кто из них затем посвящался в жрецы) . В школах продолжались традиции древнейшего семейного воспитания, вероятно, существовавшего со времен палеолита. Глава-директор школы (нередко состоявшей из одной или двух комнат храма, дворца, частного здания) именовался «отцом школы» . Учителя к ученикам обращались со словами «маленький» , как родители к детям. Все ученики считались «сыновьями школы» , но выпускники – «большими братьями» (маленьких) . Вне официальной обстановки учителя и ученики именовались «коллегами» .
Выпускник школы должен был знать четыре арифметических действия, хорошо владеть письмом, искусством пения и музыки, уметь выносить разумные обоснованные суждения, разбираться в ритуалах жертвоприношений. Кроме того, он должен был уметь измерять земельные участки, делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, понимать язык жрецов, пастухов и ремесленников.
Возраст обучения определяли родители, поэтому начинать учебу могли и «великовозрастные ученики» . Максимальный возраст выпускников в Шумере и Египте достигал 25 лет. В школах обычно училось 20 – 30 учеников. Занятия проводились до 24 дней в месяц. Нередко для поддержания дисциплины использовались физические наказания. В каждой школе преподавало 4 – 5 учителей, которые могли и совмещать различные должностные обязанности. «Отец школы» все чаще назывался «уммиа» (умнейший) , преподававший – как правило – письмо и «литературу» . По заказам храма ученики писали не только хозяйственные документы, но и храмовые гимны, молитвы, плачи. Если обучались в царском дворце, гимны были уже во славу царя.
Целью обучения была подготовка к деятельности, которой традиционно занимались члены семьи. Так что семья являлась первичной ячейкой обучения. Свою профессию передавали детям жрецы, музыканты, ремесленники и т. д. Отцы-ремесленники при обучении порой использовали детские игрушки: модели земледельческих орудий, мельниц, кузниц и пр. Лишь военное дело находилось вне строго специального сословно-профессионально-го обучения. Будущих воинов учили владеть оружием, особыми, упражнениями развивать силу, выносливость, ловкость.
Приобретение грамотности, профессия писца рассматривались как залог социального благополучия. В папирусах довольно часто встречаются высказывания такого типа: "Смотри, нет другой должности, кроме должности писца, где человек всегда начальник".
Те, кто оканчивал школу становились начальниками работ в мастерских, на строительстве, при возделывании земель, жрецами, писцами.