
Что такое лубок? Где родина лубочных картинок? Почему так назвали?

I'll be better Просветленный (46367), закрыт 10 лет назад
Дополнен 10 лет назад

Большое спасибо всем за ответы!
Лучший ответ
TaSha Просветленный (24284) 10 лет назад
Лубок — вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом.



Способ изготовления придумали в Китае в VIII в. Рисунок делали на бумаге, потом его переводили на гладкую доску и специальными резцами углубляли места, которые должны остаться белыми. Все изображение состояло из стеночек. Работа была трудная, одна маленькая ошибка – и приходилось начинать все сначала. Потом доску зажимали в печатном станке, похожем на пресс, специальным валиком наносили черную краску на стеночки. Осторожно сверху клали лист бумаги и прижимали его. Оттиск был готов. Осталось просушить и раскрасить красками.



Из Китая технология лубка перешла в Западную Европу в XV в. И в середине XVII в. в Россию. Завезли лубки иностранцы, чтобы дарить. А кто-то из иноземцев сделал станок для показа. Лубки очень полюбились в России. Во-первых, в них пересказывалась история, география, печатались литературные произведения, азбуки, учебники по арифметике, священное писание. И все это делалось картинками. Иногда много картинок располагались ярусами. Иногда были тексты на лубках. Во-вторых, лубки служили украшением. Русские мастера придали лубку радостный характер.



Сначала их называли «фряжскими», затем «потешными листами» и очень долго «простовиками» и «простонародными картинками».

Слово http://www.kitoni.ru/index.php?id=345 появилось только в XIX веке и произошло оно от слова «луб». Так назывался слой древесины, из которого плели корзины и короба. С такими лубяными корзинами и ходили по ярмаркам торговцы, продавая весёлые картинки. А, возможно, происходит от названия площади Лубянка, на которой был торг лубяными изделиями.

Первые лубки были в виде бумажных икон, библейский картинок, описывали жития святых. Знаменитые мастера - Павма Берында, монах Илия, Василий Корень. Такие лубки часто распространяли в народе бесплатно. Использовали лубки и в серьёзных целях. Например, в Киево-Печерской лавре лубок об Илье-Муромце служил призывом на борьбу с врагами. Подтверждение тому, что лубки были популярны в Москве, мы можем заметить и сейчас.



Картинки изменялись на протяжении XVIII и XIX столетий как по сюжетам, так и с точки зрения технологии. Если в XVIII веке доски, с которых печатали лубки, были деревянными, то в XIX веке они стали металлическими, и потому появилась возможность делать линейный рисунок более тонким и изящным.



Техника исполнения рисованного лубка своеобразна. Настенные листы исполнялись жидкой темперой, нанесенной по легкому карандашному рисунку, следы которого заметны только там, где он впоследствии не был стерт. Мастера пользовались красками, разведенными на яичной эмульсии или камеди (клейкие вещества различных растений). Как известно, живописные возможности темперы весьма широки и при сильном разведении она позволяет работать в технике прозрачной живописи с просвечивающими слоями, подобно акварели.



В отличие от массового печатного лубка рисованный лубок исполнялся мастерами с начала и до конца от руки.

http://www.kremlin-izmailovo.com/lubok
http://www.gcpa.ru/ru/publications/history/detail.php?BID=31&ID=1117
[ссылка появится после проверки модератором]
http://www.kitoni.ru/index.php?id=345
Остальные ответы
Elena Zotova Профи (906) 10 лет назад
Лубо́к - вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Нередко лубок имел декоративное назначение.
Лубок являлся видом народного творчества, но сегодня к этому виду относятся также работы профессиональных художников, использующие лубочные приемы (см. , например, Вячеслав Сысоев) . Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска) . Часто в лубке содержится развернутое повествование. Часто лубок содержит пояснительные надписи и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.
История
Самые древние лубки известны в Китае. До VIII века они рисовались от руки. Начиная с VIII векаизвестны первые лубки выполненные в гравюре на дереве. В Европе лубок появился в XV веке. Для раннего европейского лубка характерна техника ксилографии. Позже добавляются гравюра на меди и литография.
Благодаря своей доходчивости и ориентированности на «широкие массы» лубок использовался как информационное оружие (например, «летучие листки» во время Крестьянской войны и Реформации в Германии, лубочные изображения времен Великой французской революции) .
Русский лубок XVIII векаотличается выдержанной композиционностью.
Восточный лубок (Китай, Индия) отличается яркой красочностью.
Изготовлялся лубок следующим образом: художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе) , затем по этому рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми. Смазанная краскою доска под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины. Отпечатанные таким способом на серой дешевой бумаге назывались картины-простовики. Простовики отвозили в специальные артели. В подмосковных и владимирскихдеревнях существовали специальные артели, которые занимались раскраской лубка. Занимались раскраской лубков женщины и дети. Позднее появился более совершенный способ изделия лубочных картин, появились художники-граверы. Тонким резцом на медных пластинах они гравировали штриховкой рисунок, со всеми мелкими подробностями, чего невозможно было сделать на липовой доске. Способ расцветки картин оставался тот же.
Надежда ДенегаМудрец (11652) 10 лет назад
Спасибо зап информацию,с наступающим Новым Годом Ии Рождеством Христовым!!!
Елена Просветленный (47946) 10 лет назад















LENb обыкновеннаяПросветленный (23049) 10 лет назад
одни замки
Елена Просветленный (47946) И сейчас?
.Профи (667) 10 лет назад
это что-то вроде литографии?
Борис РодыгинГуру (4966) 10 лет назад
"Лубо́к - вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа." Кто знает, где разница между "ясностью" образа и "ёмкостью" его же? И не противоречит ли в принципе одно другому?
АлександрГуру (4693) 10 лет назад
Дорогие умники и умници, Зачем наводить тень на плетень, всё гораздо проще, Вспомните Русскую сказку: Была у лисички избушка ледяная а у зайчика лубяная. Пришла весна, у лисички избушка растаяла . Так вот -
Избушка у зайчика была из коры дерева ( луб называется) или береста
Которую использовали раньше и для письма и для кровли и под окладники дома ложили при строительстве. И посуду делали. До сих пор делают как народное творчество и картины рисуют с использованием естественного ресунка. А вы китайцев приплели , у них это называется шелкография.
Елена Просветленный (47946) И сказки мы читали, и кое-что ещё. Толковый словарь русского языка (Ожегов С., Шведова Н) "ЛУБ а, мн. лубья, -ьев, м. 1. Волокнистая ткань растений, по к-рой перемещаются органические вещества (спец.). 2. Пласт, кусок коры липы, вяза и нек-рых других лиственных деревьев вместе с волокнистой внутренней частью. 3. Волокнистая ткань нек-рых растений (льна, конопли), идущая на выделку пряжи (спец.). || прил. лубовый, -ая, -ое, лубяной, -ая, -ое и лубочный, -ая, -ое (ко 2 знач.). Лубовое, лубяное волокно. Лубочное лукошко." ЛУБ в толковом словаре живого великорусского языка В. Даля. Лубо́к — вид изобразительного искусства... Самые древние лубки известны в Китае. Что такое лубок?
М2Мастер (2245) 10 лет назад
блин.даже и добавить нечего)))
не проси и яж не ору в пустую
Нюша ЗельдинаЗнаток (357) 4 года назад
Есть мультфильм по лубку- КАК МЫШИ КОТА ХОРОНИЛИ...
Обожаю!!!
http://my.mail.ru/inbox/ksen99/video/347/6778.html?from=videoplayer
Елена Просветленный (47946) Спасибо! Очень понравился мультфильм.
Настя Мироненко Ученик (207) 3 года назад
Лубок - слово истинно русское, означает небольшую картинку. Часто, в Древней Руси, торговцы вместе со своим товаром разносили и такие лубки. У лубков была основа из тонкого дерева, их обожали ребята, собирали коллекции лубков. А чтобы тебе самой во всем разобраться - всегда есть Google! Или Яндекс.
Владимир Полукаров Оракул (78305) 3 года назад
Лубо́к (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Его родина Китай.
TWIX Гуру (3519) 3 года назад
Черные непроходимые поля
Ben Latin Просветленный (47460) 2 года назад
Лубок - Лубянка - лобок. Не ассоциируется ?
владимир аганисьян Оракул (79309) 2 года назад
Лубок - народная картинка, выполнялась на доске из дуба (луб - кора дерева), картинка покрывалась лаком. Картинка обычно связана с изображением персонажей из русских народных сказок.
Dream Team Ученик (131) 2 года назад
Лубок — вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом.

Способ изготовления придумали в Китае в VIII в. Рисунок делали на бумаге, потом его переводили на гладкую доску и специальными резцами углубляли места, которые должны остаться белыми. Все изображение состояло из стеночек. Работа была трудная, одна маленькая ошибка – и приходилось начинать все сначала. Потом доску зажимали в печатном станке, похожем на пресс, специальным валиком наносили черную краску на стеночки. Осторожно сверху клали лист бумаги и прижимали его. Оттиск был готов. Осталось просушить и раскрасить красками.

Из Китая технология лубка перешла в Западную Европу в XV в. И в середине XVII в. в Россию. Завезли лубки иностранцы, чтобы дарить. А кто-то из иноземцев сделал станок для показа. Лубки очень полюбились в России. Во-первых, в них пересказывалась история, география, печатались литературные произведения, азбуки, учебники по арифметике, священное писание. И все это делалось картинками. Иногда много картинок располагались ярусами. Иногда были тексты на лубках. Во-вторых, лубки служили украшением. Русские мастера придали лубку радостный характер.

Сначала их называли «фряжскими», затем «потешными листами» и очень долго «простовиками» и «простонародными картинками».

Слово http://www.kitoni.ru/index.php?id=345 появилось только в XIX веке и произошло оно от слова «луб». Так назывался слой древесины, из которого плели корзины и короба. С такими лубяными корзинами и ходили по ярмаркам торговцы, продавая весёлые картинки. А, возможно, происходит от названия площади Лубянка, на которой был торг лубяными изделиями.

Первые лубки были в виде бумажных икон, библейский картинок, описывали жития святых. Знаменитые мастера - Павма Берында, монах Илия, Василий Корень. Такие лубки часто распространяли в народе бесплатно. Использовали лубки и в серьёзных целях. Например, в Киево-Печерской лавре лубок об Илье-Муромце служил призывом на борьбу с врагами. Подтверждение тому, что лубки были популярны в Москве, мы можем заметить и сейчас.

Картинки изменялись на протяжении XVIII и XIX столетий как по сюжетам, так и с точки зрения технологии. Если в XVIII веке доски, с которых печатали лубки, были деревянными, то в XIX веке они стали металлическими, и потому появилась возможность делать линейный рисунок более тонким и изящным.

Техника исполнения рисованного лубка своеобразна. Настенные листы исполнялись жидкой темперой, нанесенной по легкому карандашному рисунку, следы которого заметны только там, где он впоследствии не был стерт. Мастера пользовались красками, разведенными на яичной эмульсии или камеди (клейкие вещества различных растений). Как известно, живописные возможности темперы весьма широки и при сильном разведении она позволяет работать в технике прозрачной живописи с просвечивающими слоями, подобно акварели.

В отличие от массового печатного лубка рисованный лубок исполнялся мастерами с начала и до конца от руки.
Ďӎįŧ®įĵ™ Ďӎįŧ®įĵ™ Ученик (61) 1 год назад
Это изобразительное искусство
βłů Ӎǻ¢ǻώ Ŀӧvē Ĵēώēł Ученик (30) 1 год назад
Это изобразительное искусство
владимир аганисьян Искусственный Интеллект (289703) 9 месяцев назад
Луб - по-старославянски означает дерево (помните сказку "У тебя избушка ледяная, а у меня лубяная"?)
Для Facebook Ученик (2) 9 месяцев назад
Вид изобразительного искусства