Протоиерей Андрей Забуранный
Мудрец
(11482)
14 лет назад
Во время церковного богослужения нередко можно услышать как христиане именуются «рабами Божиими» . При всей традиционности этого наименования нельзя не признать, что оно несколько коробит слух современного человека, воспитанного на идеалах свободы, равенства и проч. Раб есть беспрекословный слуга своего господина, распоряжающегося его жизнью и смертью. Раб Божий есть слуга Небесного Владыки. Рабство между людьми в древнем мире было в значительной степени обусловлено религиозными представлениями. Боги господствовали над человеком и их настроение было переменчиво как природная стихия. Сами правители стран и народов принимали божеские почести. Рабство покоилось на законе подчинения сильного слабому. Сила была наивысшей добродетелью и власть над другими - ее лучшим выражением. Христианство в полноте раскрыло те нравственные принципы добра и справедливости, которые языческий мир знал лишь интуитивно. Древний принцип силы «кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Петр. 2,19) был раскрыт как потеря внутренней свободы: «всякий делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8,34). В Новом Завете Бог представляется уже не как Господин, Которого знал Ветхий Завет, но как Отец. Христос учит начинать молитву Богу словами «Отец наш» , а в прощальной беседе с учениками говорит: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедаю вам. Я уже не называю вас рабами… » (Ин. 15, 14-15). Однако прежний образ человека как раба Всесильного Бога не прекратил своего существования в Христианской Церкви. Апостолы в своих посланиях, проповедуя о богосыновстве, именуют себя «рабами Божиими» , «рабами Иисуса Христа» . Однако в этих именованиях звучит особый мотив: самоуничижение. Сам Христос заповедал: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего нестоющие, потому что сделали то, что должны были сделать» (Лк. 17,10). Образ этого самоуничижения видится в Самом Сыне Божием, Который пришел на землю «зрак раба приим» (Флп. 2,7). Таким образом церковная традиция учит человека смирению. «Рабство, - говорит св. Иоанн Дамаскин, - не есть признак естества, но отношения» . Во Христе Богу усыновлены все люди, но не все отдают Ему свою любовь как дети. В известной евангельской притче, кающийся грешник представляется в образе блудного сына, утерявшего право на свое сыновство и готового стать слугой отца своего. Принятие этой идеи утерянного богосыновства совершается однако гораздо легче, чем добровольное самоуничижение - рабство Богу - ради ее достижения. «Раб называется именем того господина, которого есть раб: так христианин называется христианином, понеже есть раб Христов. Раб того ради называется рабом некоего господина, яко работает ему, волю его творит и угождает ему: так и христианин того ради называется рабом Христовым, яко работает Ему, волю Его творит и угождает Ему. Господин не признает за верного раба своего того раба, который воли его не творит: так и Христос не признает за верного Своего раба, который заповедей Его не исполняет. Что мя зовете, Господи, Господи, и не творите, яже глаголю? (Лк. 6,46)» Свт. Тихон Задонский «Сокровище духовное»
Saiman
Мастер
(1310)
14 лет назад
В нас дух человеческий, рабы, потому что всё подчиняется Божьим законам, когда говориться что Бог в нас имеется в виду то доброе что в нас есть, что стоит хранить и преумножать. Ваша точка зрения уж слишком много отношения имеет к ВАМ