Примадонна Натали™
Высший разум
(106500)
15 лет назад
Вера в русалок, упырей, леших, водяных и домовых жила в народе, колоритно окрашивая русский фольклор и национальную литературу.
Яркой оценкой исключительной множественности чертей является русский оборот "до чёрта", который имеет много локальных вариантов: пск. "до беса", сиб. "до паралича", "до пропасти", прост. диал. "до дуры", перм. "до лесного", "до чёмору".
Оппозиция "чёт-нечет". Именно ею можно объяснить одно из русских экспрессивно-отрицательных выражений - "чёрта с два! " - "Как бы не так! ". Есть суеверное представление, что чётное число связано со смертью, с нечистой силой. "2" - число чётное, нечистое, бесовское, о чём свидетельствует пословица белорусских крестьян "Пастау богу свечку, а чорту две".
Употребляя выражения: "На кой чёрт! ", "На кой ляд! ", "Какого чёрта? ", "Какого дьявола? ", мы и не подозреваем, что за этими восклицаниями и вопрошениями скрывается идея чёткого разграничения чертей по функциям, месту обитания.
Буквальное "Какого чёрта тебе нужно? " предполагало, что по соответствующей линии ты должен обратиться к нужному бесу. Так, к домовому чаще всего обращались с просьбами охранять дом и его обитателей от болезней и напастей. У лешего просили хорошей охоты или грибов.
Особенно чётко группируется демонологическая лексика по признаку обитания: в доме обитают банник, подпольщик, хлевник, дворовой, домовой; в лесах - боровик, моховик, подкустовник; на болотах - болотники, зыбочники; в источниках - омутной, озёрный.
Так появилась яркая русская идиома "у чёрта на куличках". Кулички (кулижки, кулиги) - это выжженные и расчищенные под пашню места в лесу, довольно быстро такие пашни зарастали лесом заболачивались и их забрасывали. Именно там и водились черти.
Употребляя в современной речи устойчивые сравнения "бродит как полуночник", "смотрит букой", "сидит как рохля", мы не подозреваем, что это типичный набор домовых.
*****
Число 2
Довольно противоречивое число.
Символ полярности, противоположности, разделения единства на мужское и женское начала (ян и инь) , число два является также символом сексуальности. Число «2» воплощает двойственность божественной власти: созидательность и разрушение (Шива) .
Двойка - первое число, происходящее из единства, поэтому она символизирует также грех, отклоняющийся от первоначального блага, и тем самым указывает на преходящее и подверженное порче.
В алхимии двойка - это противоположности: Солнце и Луна, царь и царица, сера и ртуть. В буддизме двойка - это двойственность сансары, мужское и женское, теория и практика, мудрость и метод, слепой и хромой, объединившиеся для того, чтобы видеть путь и идти по нему. Христос имеет две природы: Бога и человека. В еврейской традиции - жизненная сила; в Каббале - мудрость и самосознание; в индуизме - двойственность, шакта-шакти; в исламе - дух. Платон говорит, что двойка - это цифра без значения, поскольку подразумевает отношение, которое вводит третий фактор. По Пифагору диада - разделенное земное существо. В Даосизме - куа, две детерминанты, инь- ян; двойка - слабое иньское число, ибо не имеет центра.