Прием баррэ вызывает у начинающих большие трудности, вплоть до того, что некоторые вообще отвергают его применение и в других тональностях кроме как в Ля минор-До мажор (Am-С) и Ми минор-Соль Мажор (Em-G) (в этих тональностях на шестиструнной гитаре аккордов с баррэ минимум – F, Hm) не играют. Что же, таким пугливым может помочь только кападастр – приспособление, надеваемое на гриф гитары на определенном ладу. Кападастр как бы заменяет при баррэ указательный палец, перекрывая все струны. Так поставив кападастр на 2 лад можно использовав аппликатуру нашего любимого Am брать уже вместо него Hm. И вообще имея табулатуру аккордов какой-либо песни, например, в тональности Ля минор (Am) или Ми минор (Em) поставив кападастр можно используя те же аппликатуры аккордов сыграть ее в любой тональности. Кападастр – это конечно здорово, но в таких тональностях как Си минор (Hm) и Соль минор (Gm) (которые тянет сыграть, поставив кападастр) аккорды с баррэ присутствуют в приемлемом количестве и после тренировок не должны вызывать трудности даже у начинающих. К тому же даже в таких «блатных» тональностях как Ля минор (Am) и До мажор (C) аккорд с баррэ есть (это Фа мажор (F)) и тут уже никакой кападастр не поможет – хочешь не хочешь а вытягивай указательный пальчик и дави на струнки во всю длину оного.
Точно такими же, но без баррэ. Баррэ на аккорд не влияет, он остаётся ТЕМ ЖЕ аккордом. Главное его музыкальное построение, а физическое исполнение на основные характеристики не влияет. Проще говоря, название аккорда зависит от звучащих в нём нот и не важно в каком месте грифа эти ноты прижаты к ладам. Соль - мажор (G) всегда останется Соль-мажором, как не прижимай струны, Главное - ноты, чтоб ноты правильные были.
http://tabakk.com/chord/ Зайдите на этот сайт. Там для каждого аккорда предлагается несколько вариантов аппликатур. В некоторых случаях вам удастся обойтись без баррэ, но лучше овладеть этим приёмом.
Конечно же, владение баррэ - минимум-миниморум уважающего себя гитариста-аккордиста. :) Однако если лабать по нескольку часов песни в кабаке (на свадьбе и т. д.) , да ещё в неудобных тональностях (когда рука уже огнём горит от этих баррэ) , то я непременно пользовался "джаз-аккордами" на 4-х верхних струнах. Кстати, и в своих миди-минусовках я гитару прописываю именно такими аккордами. Поскольку внизу - бас гитара, посредине - какая-нибудь педалька синтезатора. Вот и используется гитара не столько в качестве "самодостаточного полифонического инструмента", но как аккордово-ритмическая функция. Аккорды эти - обычные "верхушки" от обычных шестиструнных. И вполне предполагают септ-нон-ундецимаккорды с любыми альтерациями. К слову, в данном случае гитара превращается в "укулеле". 4 струны с тем же самым строем. Успехов! С ув. Н. И.