В Бразилии на берегах реки Маиси в условиях полной изоляции живет племя пираха. Они отказываются ассимилироваться с бразильцами и сохраняют образ жизни собирателей-охотников. К 2000 году численность племени пираха составляла около 360 человек - они живут группами по 10-20 человек.
Наиболее примечательными являются особенности счета у пираха. В их языке отсутствуют какие-либо числительные, кроме "один или немного" и "много". Двое лингвистов - Дэниел Эверетт и его жена Карен - прожили в племени 20 лет и полностью изучили их язык. У пираха нет слова "число", а "он" и "они" обозначаются одним и тем же словом. У них также нет таких квантификаторов, как "несколько", "каждый", "все". Питер Гордон, профессор Колумбийского университета, также изучавший пираха, утверждает, что представители племени не только не считают, но и не рисуют: "Нарисовать даже самые обыкновенные прямые линии потребовало от них невероятных усилий и концентрации внимания.
Процесс рисования сопровождался вздохами и стенаниями". Тем не менее, "совершенно исключено, что пираха умственно отсталые. У них поразительные лингвистические и охотничьи навыки, а также отличные способности к категоризации и ориентировке в пространстве. У пираха отсутствуют какие-либо признаки задержки умственного развития".
[info]jamie_miller@lj справедливо замечает, что у пираха нет ни символизации, ни репрезентации, а бело-супрематистские дебилы из "National Vanguard" пишут: "Pirahas will not be qualified for top-level jobs at the Jet Propulsion Laboratory anytime soon, though if the 't' in 'Jet' were changed to another letter, they would certainly be hired anyway".