Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Чем стала гибель катерины для темного царства???

Пётр Смольников Профи (567), закрыт 13 лет назад
Статья "Луч света в темном царстве"

ПОМОГИТЕ! ! Завтра зачет! ! А я ничего не знаю! ((
Лучший ответ
Елена Жмарева Гений (61991) 14 лет назад
Она ничего не могла изменить и не изменила в "темном царстве". Более того, по логике вещей такие события в темном царстве покрываются завесой молчания как непристойные.
Остальные ответы
Луиzа Мыслитель (7151) 14 лет назад
Смерть Катерины в конце драмы закономерна — для нее нет иного выхода. Она не может присоединиться к тем, кто проповедует принципы “темного царства”, стать одним из его сторонников, так как это означало бы перестать мечтать, вырвать из души все чистое, светлое; но она также не может смириться с подчиненным положением, присоединиться к “жертвам темного царства” — жить по принципу “лишь бы все шито да крыто было” и искать утешения на стороне. Вина Катерины — это вина не перед конкретным человеком или группой людей, но вина перед собой, перед своей душой за то, что она омрачила ее ложью. Понимая это, Катерина не винит никого, однако понимает она и то, что жить с неомраченной душой в “темном царстве” нельзя. Ей не нужна такая жизнь, и она предпочитает с ней расстаться — именно об этом говорит Кулигин Кабановой над бездыханным телом Катерины: “Тело ее здесь, а душа теперь не ваша, она теперь перед судией, который милосерднее вас! ”

Таким образом, протест Катерины — это протест против ханжества и лицемерной морали общества, против лжи и пошлости человеческих взаимоотношений. Протест Катерины не мог быть действенным, так как ее голос был одинок, и никто из ее окружения был не в силах не только ее поддержать, но даже понять до конца. Протест оказался саморазрушительным, но он был и есть свидетельство свободного выбора личности, не желающей мириться с законами, навязываемыми ей обществом, с ханжеской моралью и серостью повседневного быта.
Silverelf Знаток (488) 14 лет назад
Отстаивая права человеческой личности на свободу, ища выхода из создавшегося жизненного тупика, Катерина пытается опереться на Бориса.
На просьбу взять ее с собой, он отвечает отказом. И Борис покидает Катерину в очень трудный для нее момент, подчиняясь воли дядюшки.
Катерина вновь чувствует себя одинокой. Никто не может прийти ей на помощь, а поэтому ей самой приходится решать свою судьбу. Вот Катерина стоит перед диллемой: идти домой или броситься в омут. И она выбирает второе.
В положении Катерины гибель в омуте было выражением не трусости, не слабости, не покорности, а ненависти к угнетающим порядкам, проявлением рвущегося наружу стремления к воле, внутреннего осознания своих человеческих прав, духовной силы, смелости. Ее смелость сказалась в частности в том, что кончая жизнь самоубийством, она пренебрегла законам религии, думая в тот момент не о спасении души, а о любви, которая открылась ей. Катерина- одна из наиболее замечатель-ных образов русских женщин. Она отражает своим поведением стихийный протест народных масс. Гибель Катерины, укре-пившая и усилившая возмущение Кулигина, вызвавшая к "бунту" против своей маменьки робкого и забитого Тихона, несомненно содействовала разрушению старого порядка.
Елена Кузнецова Мыслитель (8107) 14 лет назад
Добролюбов высказал мысль о том, что самодурство купечества держится только на невежестве и покорно¬сти. Но выход будет найден, потому что в человеке нельзя уничтожить стремление жить достойно.
«Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак темного царства? » — спрашивал он. Ответом на этот вопрос послужила новая пьеса драматурга «Гро¬за» .
Написанная в 1860 году, она символизировала процесс обновления об¬щества, которое стряхивало с себя оцепенение. Гроза издавна была олицетворением борьбы за свободу. И в пьесе это не только явление природы, а яркий образ внутренней борьбы, начавшейся в темной жизни.
Образ Катерины не толь¬ко самый сложный, он резко отличается от всех других. Критик назвал ее «лучом света в темном цар¬стве» . В этом мире нет свободных людей! Ни самодуры, ни их жертвы такими не являются. Здесь можно обманы¬вать, как Варвара, но жить по правде и совести, не кри¬вя душой, нельзя.
Хотя Катерина воспитывалась в купеческой семье, дома она «жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле» . Но после замужества эта свободная натура попа¬ла в железную клетку самодурства.
В доме родителей Катерины всегда было много странниц и богомолок, рассказы которых (да и вся об¬становка в доме) сделали ее очень религиозной, искрен¬не верящей в заповеди церкви. Неудивительно, что свою любовь к Борису она воспринимает как тяжкий грех. Однако религия, замкнутая жизнь, отсутствие выхо¬да для ее незаурядной натуры способствовали пробуж¬дению в Катерине нездоровой чувствительности. По¬этому, когда во время грозы она услышала проклятия полоумной барыни, то стала молиться. Ее религиозность даже как-то оттеняет такие черты, как стремление к независимости и правде, смелость и решительность. Самодур Дикой и вечно попрекающая и жующая родных Кабаниха никогда не способны по¬нять других людей. В сравнении с ними или с бесхарак¬терным Тихоном, лишь иногда позволяющим загулять на несколько дней, с ее возлюбленным Борисом, неспо-собным оценить истинную любовь, характер Катерины становится особенно привлекательным. Она не хочет и не может обманывать» . Любовь к Бо¬рису — это мечты о настоящей жизни. И во имя этой любви она вступает в неравный поединок с «темным царством» . Она не вос¬принимает свой протест как возмущение против целой системы, даже не задумывается об этом. Но так устрое¬но «темное царство» , что любое проявление независи¬мости, самостоятельности, достоинства личности вос¬принимается им как смертный грех, как восстание про¬тив основ господства самодуров. Гибель смелой женщины — это не крик отчаяния. Нет, это нравственная победа над «темным царством» , сковывающим ее и других свободу, волю, разум. Можно оправдывать или обвинять Катерину за ее трагическое решение, но нельзя не восхищаться цель¬ностью ее натуры, жаждой свободы, решимостью. Смерть ее потрясла даже таких забитых людей, как Ти¬хон, который в глаза обвиняет мать в гибели жены.
Значит, поступок Катерины был действительно «страшным вызовом самодурной силе» . Значит, в «тем¬ном царстве» способны рождаться светлые натуры, ко¬торые своей жизнью или смертью могут осветить это «царство» .
Похожие вопросы