" ДАМА С ГОРНОСТАЕМ "---особенности этой картины ЛЕОНАРДО да ВИНЧИ ???

Картина «Дама с горностаем» (1489-1490 г. г. ) или «Портрет Цецилии Галлерани» является одним из четырёх женских портретов кисти Леонардо. Считается прорывом для того времени в искусстве психологического портрета. Картина написана маслом по дереву. Это новаторство. Маслом в Италии тогда только начали писать.
Леонардо да Винчи не любил сильного прямого освещения, дающего слишком резкие тени и блики. Его увлекал свет в сумерках в пасмурные дни, когда лица приобретают особую интимную мягкость.

На портрете - 17-летняя Чечилия (Цецилия) Галлерони. Она не была ни богатой, ни знатной, её отец служил тогда вместе с Леонардо при дворе герцога Миланского - Людовико Сфорцы. Но Цецилия была известна своей красотой, образованностью и своими стихами. Она занималась искусством и литературой для собственного удовольствия.
Замечательно передал Леонардо женственное лицо Цецилии.
Такая нежная и мудрая, стыдливая и фривольная…
Простая и сложная…
Таинственно-привлекательная… С лицом почти статичным…
Она обладает магнетизмом необычайного, скрытого движения…
Улыбка придаёт облику молодой дамы колдовскую живость…
Эти тонкие, одухотворенные черты…
Эта осанка, полная достоинства…
Эта строгая, но изящная одежда…
Великолепно написаны её руки, в особенности, правая… ею она гладит горностая.
Горностай заменял в старые времена кошек и был довольно широко распространён в быту. Горностай символизировал чистоту. Он является намёком на фамилию Galleriani, похожую на греческое galee (горностай). Леонардо очень любил подобные зашифрованные намёки на имена портретированных.
Нельзя не заметить кошачьи повадки белого зверька, тщательно написана шерсть горностая, каждый волосок которой воспроизведен с каллиграфической точностью.
Кстати, считают, что Леонардо да Винчи в картине «Дама с горностаем» увековечил не горностая, а хорька – фуро (альбиноса) .
Французский инженер и изобретатель Паскаль Котт обнаружил на картине Леонардо да Винчи «Дама с горностаем» отпечатки пальцев художника. Леонардо использовал палец для нанесения окончательных мазков на тень ожерелья.
Картина великого итальянца входит в собрание музея князей Чарторыйских в Кракове, закрывающегося с января 2010 года на ремонт.

В настоящее время портрет находится на выставке «От Тициана до Боттичелли» в Будапеште. После завершения экспозиции в феврале 2010 года он вернётся в Польшу и будет выставлен уже на новом месте. В польской столице есть только одна площадка, достойная «Дамы с горностаем» - это Королевский дворец.
Особенностью этой картины является отсутствие на заднем плане знаменитой техники сфумато, присущей Леонардо.
Задний фон переписан, возможно, не слишком опытным миланским художником Амброджо да Предисом, с которым Леонардо сотрудничал; в результате лицо резко контрастирует с черным фоном без всякого сфумато или светотени Леонардо .
Однако моделировка лица и особенно горностая выдают авторство: сложный поворот головы дамы, змеевидная поза зверька могли быть изобретены только Леонардо.
----------------------------------------------------------------------
Ещё одну особенность отметил академик Раушенбах:
"В свое время в Москве была выставлена “Дама с горностаем” Леонардо да Винчи.
Все вокруг шумели: изумительное полотно, когда вы идете мимо картины, то дама прямо-таки поворачивается в раме, как бы следуя за вами всем корпусом, пойдите посмотрите, Леонардо великий художник, он так написал специально!
Я пошел посмотреть, почему это происходит. Понял, почему. Объяснил знакомым, даже написал что-то по этому поводу. Все очень просто: я смотрел на “Даму с горностаем” не как на великое творение Леонардо, а стремясь понять, почему она вертит плечами. При зрительном восприятии человеческий мозг реагирует так: если человек видит предмет, который ему хорошо знаком, он видит его ближе к его истинной форме, чем это получается на сетчатке глаза. Это и называется механизмом константности формы, постоянством формы. Ну, скажем, когда вы смотрите на любой шар или мяч, то видите его всегда круглым, не правда ли? А ведь на самом деле достаточно его слегка сместить в сторону, и на сетчатке он будет эллипсом. Мы просто знаем, что он круглый, поэтому мозг дает нам нужный сигнал, и, вместо того чтобы видеть его в странной форме, вытянутым, мы видим его круглым. Или, скажем, телевизор. В доме отдыха у телевизора люди сидят обычно полукругом. Те, кто сидит сбоку, должны бы видеть вертикально вытянутое изображение, а видят они нормальное. Потому что их мозг “растягивает” изображение, и они видят все без искажений. “Растягивает” в нужном направлении — и вы можете воспринимать изображение полноценно. Это и называется механизмом константности формы, который действует только по отношению к тому, что нам хорошо известно".
Поскольку каждый прекрасно знает геометрию человеческого лица, знает, как сложено лицо, то когда он смотрит на картину сбоку, то мысленно поворачивает ее к себе; он этого не замечает, но поворачивает. А раз он поворачивает лицо, то поворачивает и плечи. Тут, конечно, есть тонкость, иногда этот эффект возникает, иногда не возникает. И обнаружилось следующее: это очень зависит от рамы.
Если зритель воспринимает раму как часть стены, получается один эффект, если же он воспринимает раму как часть картины, скажем, как часть человека, “сидящего” там, то эффект другой. И для того, чтобы персонаж “вертелся” в раме — ведь по отношению к раме он “вертится”' — надо его от рамы “оторвать”. Пока он не оторван, эффекта поворота корпуса не будет. А вот если его “оторвать” каким-либо способом, то эффект возникает.
И я стал смотреть, какие персонажи “вертятся”, какие нет. Оказалось, что фронтальные как бы “привязываются” плечами к раме и, тогда иллюзорного поворота относительно рамы не возникает. А если персонаж сидит вполоборота, он от рамы “отвязался” и начинает как бы “вертеться”. Я объяснил эту хитрость “Дамы с горностаем”
На этом портрете Чечилия Галлерани не смотрит на зрителя, как обычно было принято на портретах эпохи Ворождения. Художник не поясняет нам, не дает никаких намеков на то, куда же устремлен ее взгляд, что ее заинтересовало. Возможно, она обернулась на оклик или собирается вступить в разговор с невидимым нам загадочным собеседником. В то же время избранный ракурс придает позе живость, а портрету в целом - непринужденность и непосредственность, отличающую его от статичных изображений, созданных современниками Леонардо. Это положение головы подчеркивает красоту женственных покатых плеч и длину изящной шеи модели, тонкость и изысканность ее профиля. Простая прическа, темный фон фиксируют наше внимание на неординарном лице модели.
Лицо несколько вымучено, как у всех женщин той эпохи.
Горностай, конечно-не горностай.
Но-главное-чистота взгляда (не важно куда) и-невинность души.
Это хорошо видно.
И это прекрасно.
P.S.Картина висит в Эрмитаже. Насколько знаю-единственное, что осталось у нас от Леонардо да Винчи (из картин) .
Такая маленькая (на двух ладонях само полотно поместится) .
и-такая прелесть.
Про таких женщин говорят- у них не голова, а-головка: нежно и любовно.
Почти-голубка.
Посмотрите сколько прекрасных оттенков и рефлексов на шерсти горностая и какие у него мускулистые лапы!