Плацка́ртный ваго́н (нем. Platzkarten-Wagen) — один из видов пассажирских вагонов в России и странах СНГ.
Название вагона происходит от плацкарты — дополнительной к проездному билету карточке или квитанции, позволяющей занимать определённое нумерованное место. Современные билеты на поезда, курсирующие по СНГ, в плацкартные вагоны продаются сразу с обозначением места, в отличие от билетов в общие вагоны. В билетах в более высокие классы вагонов также проставляется стоимость плацкарты, то есть возможности занимать определённое место.
Обычный плацкартный вагон состоит из 9 купе по 6 мест в каждом, всего 54 места. Каждое купе имеет: три нижних и три верхних места из них по одному боковому. В каждом купе имеется складной стол, три полки для вещей и места для сумок под каждым нижними пассажирскими местами. Вагон оборудован двумя туалетами, имеется титан для подогрева воды. Плацкартный вагон в России является одним из самых дешёвых и популярных видов проезда на дальние расстояния.
План плацкартного вагона: 1 и 5 — туалетные отделения; 2 — служебное помещение 3 — купе для проводников; 4 — девять шестиместных пассажирских отделений; 6 и 11 — два тамбура; 7 и 9 — два малых коридора; 8 — коридор вдоль вагона.
Купе (вагон второго класса) — один из типов пассажирских вагонов. По комфортности он комфортнее плацкарта, но менее комфортен, чем СВ или люкс. В купейном вагоне, как и в вагоне СВ, расположено девять купе. Но, в отличие от СВ, во всех купе по четыре спальных места. В большинстве таких вагонов есть кондиционеры. За купейные места людям приходится платить в 1,5-1,8 раза больше, чем за плацкартные. Такие вагоны, в отличие от СВ, есть в каждом пассажирском поезде.