Около 42 % населения Афганистана составляют пуштуны (доминирующая этническая группа), . говорящая на иранском языке пушту, самоназвание которых "бани Исраэль" т. е. "сыны Израиля". Сынами Израиля обычно называют себя верующие евреи во всём мире. Это самоназвание, а также соблюдение ими многих обычаев иудаизма.
Жители пуштунских деревень на востоке Афганистана и в Кашмире до сих пор хранят память о своем происхождении - еврейском. Те самые пуштуны, которые прославились своим бесстрашием и самоотверженностью в сражениях против всех, кто пытался захватить Афганистан: англичан в девятнадцатом веке и русских – в двадцатом. Они же, как известно, являются оплотом движения "Талибан", превратившего отсталую страну в цитадель религиозного фанатизма.
На карте Афганистана место проживания пуштунов обозначено светло-зеленым цветом
В основном пуштуны сосредоточены в южных провинциях страны, но также и в Кабуле.
Территория первоначального расселения пуштунских племен была ограничена районом Сулемановых гор.
К 13 - 14 векам, пуштуны заняли Газнийское плато, часть Пешаварской долины, вышли к Кабулу. В 14 - 15 веках, ими были заселены окрестности Кандагара. Такое расширение ареала обитания было вызвано тем обстоятельством, что оседлое население этих мест было истреблено монголами и Тимуром.
Из-за политики переселения, осуществленной в начале прошлого века, пуштунские общины появились и в других районах страны. Различия между пуштунами пролегают, в основном, по племенным линиям.
После вторжения советских войск в Афганистан начался массовый исход мирного населения, причем пуштуны составляли 85% беженцев, и это кардинально изменило этническую картину страны.
В настоящее время, подавляющее большинство пуштунов сосредоточенно в двух граничащих друг с другом странах, Афганистане и Пакистане. Конечно, можно рассматривать эту этническую общность, как «разделенный народ» , так же как курдов, осетин, лезгин. Однако, в данной ситуации не все так однозначно.
Во-первых, пуштуны проживают достаточно компактно и афганско-пакистанская граница очень условно разделяет этот этнический массив. Граница эта является проницаемой, и сам факт разделения не актуализирован в сознании рядовых пуштунов. Хотя, среди политических элит Афганистана, вопрос о легитимности границы, периодически обсуждался (напомним, что эта граница была весьма условно обозначена англичанами во время британо-афганских войн) .
Во-вторых, практически везде, в регионах своего расселения пуштуны составляют численное большинство, и кроме того, занимают доминирующее положение в политической, экономической жизни общества. Даже в Пакистане, в районах традиционного расселения пуштуны играют большую роль в вопросах региональной политики. Все это коррелирует с высоким статусом этой группы и что очень важно с высокой самооценкой своего этно-социального статуса. В отличие от курдов, которые, так же имели не низкий статус и групповую самооценку, но были вынуждены взаимодействовать, и не всегда успешно для себя с центральными правительствами таких стран как Османская империя, Иран, пуштуны такого опыта не имели, и Афганистан, как единое централизованное государство был сформирован пуштунскими политическими элитами.