Я
Мыслитель
(8587)
15 лет назад
Кутья - это ритуальное поминальное блюдо славян, каша, сваренная из целых зёрен пшеницы (реже ячменя или других круп, последнее время — из риса, или, как его называли, сарацинского пшена) , политая мёдом, медовой сытой, или сахаром иногда с добавлением изюма, орехов, молока и даже варенья. Готовится на поминках по умершему, а также в годовые поминальные праздники (Задушки, Задушницы, «Деды») . Кутью носят в церковь и на кладбище; едят сами и раздают соседям и нищим за помин души. Обычно кутью едят в начале трапезы или в конце её, оставляют на ночь на столе «для душ умерших» . К кутье принято подавать в отдельном соуснике постное молоко, которое делается из мака, грецких или лесных орехов, или из их смеси, или из миндаля. Соответственно получается маковое, ореховое или миндальное молоко.
Ирина
Гуру
(4029)
15 лет назад
Кутья́, ко́ливо, кану́н, со́чиво (болг. варено жито, рум. colivă, серб. кољиво, укр. кутя, белор. куцця) — ритуальное поминальное блюдо славян, каша, сваренная из целых зёрен пшеницы (реже ячменя или других круп, последнее время — из риса, или, как его называли, сарацинского пшена) , политая мёдом, медовой сытой, или сахаром иногда с добавлением изюма, орехов, молока и даже варенья. Готовится на поминках по умершему, а также в годовые поминальные праздники (Задушки, Задушницы, «Деды») . Кутью носят в церковь и на кладбище; едят сами и раздают соседям и нищим за помин души. Обычно кутью едят в начале трапезы или в конце её, оставляют на ночь на столе «для душ умерших» . К кутье принято подавать в отдельном соуснике постное молоко, которое делается из мака, грецких или лесных орехов, или из их смеси, или из миндаля. Соответственно получается маковое, ореховое или миндальное молоко.
Наташка
Мыслитель
(8778)
15 лет назад
Кутья́ — ритуальное поминальное блюдо славян, каша, сваренная из целых зёрен пшеницы (реже ячменя или других круп, последнее время — из риса, или, как его называли, сарацинского пшена) , политая мёдом, медовой сытой, или сахаром иногда с добавлением изюма, орехов, молока и даже варенья. Готовится на поминках по умершему, а также в годовые поминальные праздники (Задушки, Задушницы, «Деды») . Кутью носят в церковь и на кладбище; едят сами и раздают соседям и нищим за помин души. Обычно кутью едят в начале трапезы или в конце её, оставляют на ночь на столе «для душ умерших» . К кутье принято подавать в отдельном соуснике постное молоко, которое делается из мака, грецких или лесных орехов, или из их смеси, или из миндаля. Соответственно получается маковое, ореховое или миндальное молоко.
У восточных и западных славян кутью обязательно варят в кануны Рождества, Нового года и Крещения, так что в Полесье сами праздники-кануны называются кутья, или Бедная кутья (перед Рождеством) , Богатая кутья (перед Новым годом) , Голодная (Водяная) кутья (перед Крещением) , у русских кутейником называют Рождественский сочельник. «На кутью» у восточных славян приглашали Мороз, диких зверей, у южных славян коливом угощали стихии, души умерших и духов болезней — чтобы задобрить их и обеспечить себе их благоволение и защиту.
Также кутья благословляется в церкви и подается на стол в пятницу первой недели Великого поста в память чуда великомученика Феодора Тирона, который, явившись в этот день в 362 году во сне константинопольскому архиепископу Евдоксию, предупредил об осквернении еды на рынках идоложертвенной кровью.